Сеть обещает выстоять
До 24 февраля 2022 года у ориентированных на экспорт российских компаний были доступны для сбыта рынки ЕС и других стран. Сейчас санкции вынуждают их переориентироваться на азиатский рынок, что в разы увеличит объем вывоза грузов через Восточный полигон сети РЖД и даст дополнительную нагрузку на инфраструктуру. Насколько могут увеличиться перевозки железнодорожным транспортом и как участникам рынка работать в новых условиях?
Погрузка уже снизилась

С 24 февраля руководство РЖД неоднократно заявляло: транспортный комплекс страны работает оперативно и надежно, все задачи будут выполнены.

О том, что РЖД готовы к изменению географии грузоперевозок, заявил на пленарной дискуссии «ТрансРоссии» и первый заместитель главы компании Сергей Павлов. «Сейчас мы видим, что грузы разворачиваются с запада на восток, а также на юг – через транскаспийские маршруты, Казахстан, Азербайджан. Это новый вызов, мы к нему готовы», – сказал С. Павлов, отметив, что переориентация грузов на новые маршруты требует дальнейшего развития инфраструктуры. Поэтому компания продолжает работы по расширению пропускной и провозной способности Восточного полигона, заканчивает проектирование и развитие погранперехода Дербент, рассчитывает на открытие в этом году нового пункта пропуска Нижнеленинское – Тунцзян.

РЖД ожидают переток грузопотока на железнодорожный транспорт после ограничений ЕС на пропуск российских автомобилистов. Компания готовится к переключению грузов с автотранспорта. На днях таможенные службы стран Европейского союза, граничащих с РФ и Белоруссией, прекратили допуск на территорию ЕС автотранспорта, зарегистрированного в указанных странах. Санкции коснулись запрета на автомобильные грузовые перевозки по территории ЕС, в том числе транзитные. При этом, по данным ФТС, транзит в Калининградскую область пока сохраняется, но только для автотранспорта, зарегистрированного в России.
В новых условиях власти решили изменить порядок провоза грузов на восток: до 1 июля правительство РФ приостановило действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по БАМу и Транссибу. Эксперты отмечают, что в новых условиях среди грузоотправителей появятся компании, не имеющие иной альтернативы при закрытии рынков/судозаходов на Северо-Западе России. Но при этом доля угля в перевозках сократится вследствие перераспределения пропускной способности в пользу других грузов.

В связи с перераспределением пропускной способности в пользу других грузов на Восточном полигоне также могут уменьшиться и объемы транзитных перевозок контейнеров. Угольщики, чьи экспортные перевозки потеряли здесь приоритет, уже предложили убрать с БАМа и Транссиба все транзитные контейнеры, переориентировав их на Казахстан. По их расчетам, транзитные контейнеры отнимают у инфраструктуры пропускную способность, эквивалентную 60 млн т угля, и Россия, получая с каждой транзитной тонны $30, упускает $600 экспортной выручки.

Реализация проекта по расширению и модернизации инфраструктуры Восточного полигона пока идет в запланированном режиме. РЖД систематически сообщают об открытии и сдаче новых объектов на БАМе и Транссибе. Например, на днях на Транссибе открыли новый мост через реку Ареду. Также началось строительство железнодорожной развязки на перегоне Волочаевка-1 – пост Тунгусский (Еврейская автономная область). На этом участке уходит линия от Транссиба к БАМу – и встречные маршруты грузовых поездов создают барьерное место.

По прогнозам ИПЕМ, в целом в 2022-м на сети РЖД ожидается снижение погрузки, которое не будет драматичным по отношению к прошлому году. При этом наибольшее падение (период к периоду) придется на II квартал 2022 года. В дальнейшем, а именно – в III и IV кварталах, по данным заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, логистические цепочки начнут восстанавливаться с той или иной скоростью в зависимости от трудностей, которые будут испытывать конкретные предприятия. Учитываемые упомянутым институтом сценарные условия дают разницу в снижении погрузки в 2022-м по отношению к 2021-му от -2 до -7%.
«Я не поддерживаю аналитиков, которые говорят, что в 2022 году объем перевозок на РЖД снизится на 10–12%, потому что не вижу предпосылок для такого падения. Во-первых, наше сырье на рынке востребованно и проблема заключается в логистике. Если эту проблему решить, то сырье поедет по железной дороге. Во-вторых, мы ожидаем активизации внутренних перевозок, поскольку автомобильный транспорт испытывает определенные сложности. Если инфраструктура освободится от экспортных перевозок, то есть дополнительные объемы грузов, к примеру, на том же Северо-Западе РФ, которые поступят на железную дорогу и удержат погрузку на определенном уровне», – подчеркивает В. Савчук.

Пока же, в марте, погрузка на сети снизилась на 2,4% и составила 106,7 млн т. По итогам января – марта погрузка продемонстрировала рост лишь на 0,2%, составив 307,9 млн т. При этом перевозки контейнеров по сети по итогам I квартала выросли на 10%, до 1 651 700 TEU.
За первые 10 дней апреля погрузка на сети РЖД выросла на 2,3% к аналогичному периоду прошлого года. В частности, увеличилась погрузка удобрений (+29,6%), леса (+15,9%), черных металлов (+8,9%), угля (+4,8%), стройгрузов (+3,3%), мяса (+13%), сахара (+7,1%) и других продовольственных товаров (+7%). Выросла также отправка грузов в южном направлении, в том числе на экспорт в Азербайджан и через Азербайджан (+35,7%), и через порты на Каспийском море (почти в 3 раза).

Независимый эксперт в сфере железнодорожного транспорта и логистики Александр Кочуков обращает внимание на то, что перевозки некоторых грузов (в частности, удобрений, стройматериалов) напрямую связаны с сезонным фактором. И с наступлением тепла объемы их отправок увеличиваются. Кроме того, многие компании испытали шок на фоне введенных санкций, что привело к стихийному завозу грузов на склады – на завтра и на послезавтра. Однако это уже краткосрочная история. Основные же выводы, по словам эксперта, надо будет делать по итогам II квартала 2022 года, а до той поры стоит внимательно следить за сырьевыми грузопотоками, которые в перспективе формируют экспортные.
Долги в приоритете

Развитие инфраструктуры требует больших финансовых затрат. Но, как стало понятно, в новых реалиях финансовый блок РЖД может существенно пострадать.

7 апреля РЖД сообщили, что из-за санкций Великобритании испытывают технические проблемы с выплатами по внешнему долгу, компания не смогла погасить выпуск долларовых еврооблигаций в срок. В РЖД отмечают, что выплаты по евробондам в различных валютах могут быть отложены или приостановлены на неопределенный срок платежными агентами или банками-корреспондентами в связи с их внутренними комплаенс-процедурами.
Сейчас уже известно, что ОАО «РЖД» допустило дефолт по одному из выпусков евробондов. В частности, речь идет о евробондах в швейцарских франках с датой выплаты 14 марта с истекшим грейс-периодом в 10 дней. Компания пыталась и не смогла провести выплату из-за наложенных на нее санкций.

Сами РЖД, комментируя ситуацию с выплатами по еврооблигациям на общую сумму 250 млн швейцарских франков с процентной ставкой 0,84% и сроком погашения в 2026 году, сообщили, что полностью и надлежащим образом исполнили свои обязательства по выплатам в полном соответствии с договорами займа и не допускали платежного дефолта. «Причиной неполучения держателями еврооблигаций полагающихся им выплат являются необоснованные действия финансовых институтов-посредников, связанные с введением санкций OFSI. Данные обстоятельства находятся вне контроля РЖД. При этом ОАО «РЖД» незамедлительно приняло все зависящие от него меры для обеспечения своевременного получения держателями еврооблигаций всех причитающихся им выплат, включая обращение за соответствующими государственными разрешениями. В частности, мы обратились в OFSI за выдачей лицензий, разрешающих перечисление средств для исполнения обязательств по еврооблигациям указанных выше выпусков, а также всех других финансовых обязательств РЖД», – заявили в холдинге.

Кроме того, в компании отметили, что действия органов власти по введению санкций в отношении РЖД и связанные с ними действия финансовых институтов нарушают законные права держателей еврооблигаций, поскольку, несмотря на надлежащее и своевременное исполнение обязательств, такие финансовые институты не обеспечивают перечисление средств держателям еврооблигаций в соответствии с механизмами, предусмотренными соответствующими договорами. «Выполнение наших платежных обязательств по еврооблигациям остается приоритетом для РЖД, и мы используем все доступные нам возможности, чтобы обеспечить получение их держателями причитающихся им выплат как можно скорее», – отмечают в РЖД.

Тарифы еще держатся

В настоящее время ФАС России рассматривает предложение об изменении тарифов ОАО «РЖД» с учетом инфляции и валютного курса. Предлагается на 8% увеличить тарифную нагрузку на перевозки всех грузов, кроме продовольственных, и на 15,5% – на экспортные перевозки всех грузов, кроме продукции малого и среднего предпринимательства. В частности, для всех грузовых железнодорожных перевозок предложена ежеквартальная индексация, которая будет зависеть от отклонения фактической инфляции от базового уровня, заложенного на 2022 год и составляющего 5,8%. Такая индексация касается всех грузов, кроме импорта и продовольственных товаров. Также ФАС хочет повысить экспортную надбавку, отразив в ней 50% изменения курсовой разницы.

По предварительной оценке, монополия оценивает дополнительные доходы от этого в 100 и 130 млрд руб. Также ОАО «РЖД» предлагает увеличить расценки на перевозку угля.
По данным источников, правительство РФ может не принять предложения компании о повышении экспортной надбавки для грузоотправителей и резком росте тарифов на перевозку угля. Но могут быть утверждены поквартальная индексация грузового тарифа и отмена понижающих коэффициентов для угля.

Сообщается, что ряд тарифных мер в отношении железнодорожных перевозок отдельных номенклатур, кроме импортных потребительских товаров, продовольствия и строительных грузов во внутригосударственном сообщении, могут быть введены уже с 1 мая.
Среди предложений монополии также есть отмена до 1 ноября понижающих коэффициентов: 0,895 (скидка 10,5%) – на перевозки энергетического угля на экспорт и 0,4 (60%) – на перевозки на расстояние свыше 3–3,5 тыс. км. Ожидается, что отмена коэффициентов за дальность на 6 месяцев даст дополнительно около 19 млрд руб., а отмена понижающего коэффициента на тот же срок – около 8,5 млрд руб.

В ЕСП такие тарифные предложения назвали революционными и предложили правительству РФ соблюсти мораторий в течение полугода, не вводя никаких новых тарифных мер. Другие участники рынка отмечают, что такой подход к тарифообразованию неконструктивен, поскольку экспортеры нуждаются в дополнительной поддержке в условиях санкционного давления, а не в новом прессинге. По мнению экономистов и аналитиков, следует дождаться итогов работы отрасли и экономики в целом в II квартале, а уже затем сделать выводы на основе полученных данных.

Наталья Гусаченко
Made on
Tilda