Долги в приоритете
Развитие инфраструктуры требует больших финансовых затрат. Но, как стало понятно, в новых реалиях финансовый блок РЖД может существенно пострадать.
7 апреля РЖД сообщили, что из-за санкций Великобритании испытывают технические проблемы с выплатами по внешнему долгу, компания не смогла погасить выпуск долларовых еврооблигаций в срок. В РЖД отмечают, что выплаты по евробондам в различных валютах могут быть отложены или приостановлены на неопределенный срок платежными агентами или банками-корреспондентами в связи с их внутренними комплаенс-процедурами.
Сейчас уже известно, что ОАО «РЖД» допустило дефолт по одному из выпусков евробондов. В частности, речь идет о евробондах в швейцарских франках с датой выплаты 14 марта с истекшим грейс-периодом в 10 дней. Компания пыталась и не смогла провести выплату из-за наложенных на нее санкций.
Сами РЖД, комментируя ситуацию с выплатами по еврооблигациям на общую сумму 250 млн швейцарских франков с процентной ставкой 0,84% и сроком погашения в 2026 году, сообщили, что полностью и надлежащим образом исполнили свои обязательства по выплатам в полном соответствии с договорами займа и не допускали платежного дефолта. «Причиной неполучения держателями еврооблигаций полагающихся им выплат являются необоснованные действия финансовых институтов-посредников, связанные с введением санкций OFSI. Данные обстоятельства находятся вне контроля РЖД. При этом ОАО «РЖД» незамедлительно приняло все зависящие от него меры для обеспечения своевременного получения держателями еврооблигаций всех причитающихся им выплат, включая обращение за соответствующими государственными разрешениями. В частности, мы обратились в OFSI за выдачей лицензий, разрешающих перечисление средств для исполнения обязательств по еврооблигациям указанных выше выпусков, а также всех других финансовых обязательств РЖД», – заявили в холдинге.
Кроме того, в компании отметили, что действия органов власти по введению санкций в отношении РЖД и связанные с ними действия финансовых институтов нарушают законные права держателей еврооблигаций, поскольку, несмотря на надлежащее и своевременное исполнение обязательств, такие финансовые институты не обеспечивают перечисление средств держателям еврооблигаций в соответствии с механизмами, предусмотренными соответствующими договорами. «Выполнение наших платежных обязательств по еврооблигациям остается приоритетом для РЖД, и мы используем все доступные нам возможности, чтобы обеспечить получение их держателями причитающихся им выплат как можно скорее», – отмечают в РЖД.
Тарифы еще держатся
В настоящее время ФАС России рассматривает предложение об изменении тарифов ОАО «РЖД» с учетом инфляции и валютного курса. Предлагается на 8% увеличить тарифную нагрузку на перевозки всех грузов, кроме продовольственных, и на 15,5% – на экспортные перевозки всех грузов, кроме продукции малого и среднего предпринимательства. В частности, для всех грузовых железнодорожных перевозок предложена ежеквартальная индексация, которая будет зависеть от отклонения фактической инфляции от базового уровня, заложенного на 2022 год и составляющего 5,8%. Такая индексация касается всех грузов, кроме импорта и продовольственных товаров. Также ФАС хочет повысить экспортную надбавку, отразив в ней 50% изменения курсовой разницы.
По предварительной оценке, монополия оценивает дополнительные доходы от этого в 100 и 130 млрд руб. Также ОАО «РЖД» предлагает увеличить расценки на перевозку угля.
По данным источников, правительство РФ может не принять предложения компании о повышении экспортной надбавки для грузоотправителей и резком росте тарифов на перевозку угля. Но могут быть утверждены поквартальная индексация грузового тарифа и отмена понижающих коэффициентов для угля.
Сообщается, что ряд тарифных мер в отношении железнодорожных перевозок отдельных номенклатур, кроме импортных потребительских товаров, продовольствия и строительных грузов во внутригосударственном сообщении, могут быть введены уже с 1 мая.
Среди предложений монополии также есть отмена до 1 ноября понижающих коэффициентов: 0,895 (скидка 10,5%) – на перевозки энергетического угля на экспорт и 0,4 (60%) – на перевозки на расстояние свыше 3–3,5 тыс. км. Ожидается, что отмена коэффициентов за дальность на 6 месяцев даст дополнительно около 19 млрд руб., а отмена понижающего коэффициента на тот же срок – около 8,5 млрд руб.
В ЕСП такие тарифные предложения назвали революционными и предложили правительству РФ соблюсти мораторий в течение полугода, не вводя никаких новых тарифных мер. Другие участники рынка отмечают, что такой подход к тарифообразованию неконструктивен, поскольку экспортеры нуждаются в дополнительной поддержке в условиях санкционного давления, а не в новом прессинге. По мнению экономистов и аналитиков, следует дождаться итогов работы отрасли и экономики в целом в II квартале, а уже затем сделать выводы на основе полученных данных.
Наталья Гусаченко