Поскольку технологические санкции продолжат действовать при практически любом развитии событий, то средние темпы роста экономики на горизонте нескольких лет после окончания острой фазы кризиса по базовому сценарию развития будут в диапазоне от 0 до 1%. Это очень вероятный вариант. Ожидать выше 1% – уже оптимизм, на который надо еще неслабо поработать.
Собственно, средние темпы экономического роста в России в период с 2009 по 2021-й (включительно) и без жестких санкций составляли около 1% в год. За это время наша промышленность и сырьевые секторы росли динамичнее, чем сфера услуг, то есть, по сути, в экономике страны происходила своеобразная индустриализация (из услуг в промышленность). Это был хороший драйвер роста многих экономик лет 100 назад, в XX веке, когда ресурсы перетекали из сельского хозяйства, но не в XXI веке. Лидеры мира («Большая семерка», Китай и не только) давно развиваются за счет упора на сектор услуг. Возможно, из-за неверного выбора стратегии развития Россия и наращивала производительность хуже, чем крупнейшие экономики мира. В этом смысле санкции, скорее, закрепляют печальную тенденцию предшествующего десятилетия, вынуждая опираться на несовременные методы, технологии прошлого.
Мы прогнозируем, что импорт снизится на 27–43% только в 2022 году, в основном за счет инвестиционных товаров и промежуточного потребления. В следующем году он продолжит сокращаться и падение составит еще около 5%.
Основные жертвы, принимающие на себя удар санкций сейчас, – грузоперевозки и оптовая торговля. Последствия проблем видны сегодня на погранпереходах и таможне на европейском направлении. Во всей логистике есть сбои: на море они максимальные, на железной дороге – минимальные. В целом для железнодорожных перевозок это не самый плохой вариант развития событий – с оговоркой, что удастся все-таки большую часть сырья пристроить на внешних рынках с относительно малыми потерями.
Исходя из наших прогнозов, ожидается падение грузоперевозок на уровне около 5–15% в разных сценариях, многое зависит от ограничений при перевозке морем и условий работы сухопутных погранпереходов. Например, на Украине некоторые железнодорожные пути подорваны – и сейчас это направление, которое раньше брало на себя приличный объем грузов, фактически закрыто.
Глубокая просадка ожидается также в инвестициях – около 15–20%. Из-за резкого сокращения инвестиций компаний (на уровне 2009 г.) и уменьшения спроса на ипотеку строительство снова ждут тяжелые времена.
Помимо падения инвестиций, прогнозируем снижение промпроизводства в диапазоне от 5 до 15%. Розничная торговля просядет на 5–10%, оптовая торговля – существенно больше, чем розница.
Если рассуждать о том, какие секторы дадут наибольший вклад в падение ВВП, то внутри промышленности падение будет сильно разниться в зависимости от того, идут товары на инвестиции или на текущее потребление.
В пессимистичном сценарии очень сильная просадка будет в обрабатывающей промышленности. В добыче падение будет не таким сильным, как в обработке.
В результате замедления темпов роста мировой экономики и начавшегося цикла повышения ставок цены на нефть мы ожидаем снижения цен до $50–60 за баррель Urals, а никак не $300, обещанных Минэнерго.