Ситуация первых 2 месяцев 2022 года отличается от прошлогодней. В 2021-м погрузка стройгрузов снизилась по сравнению с 2019 годом, потому что пользователи щебенки не сделали зимний завоз, так как понадеялись, что, когда возникнет необходимость перевозки, они спокойно возьмут вагоны по 800 руб. и перевезут нужный объем. Тогда это у них не получилось, так как возник ажиотаж из-за начала действия льготной ипотечной программы и вагоны стали дефицитными.
В 2022 году мы наблюдаем дополнительное снижение перевозки щебня в связи с дефицитом вагонов: есть заказы, есть потребность вывоза щебня, но грузовладелец выполнить их не может, так как предоставление вагонов здесь и сейчас затруднено. Трудно найти не очень дорогой вагон – и главное, чтобы он при этом был принят к перевозке перевозчиком. Первые 2 месяца трудности были также из-за дефицита локомотивных бригад. Хотя перевозчик обвиняет пандемию.
304 тыс. вагонов загрузили нефтью и нефтепродуктами, 90 тыс. ед. – черными металлами, 132 тыс. ед. – железной рудой. Все вышеперечисленные номенклатуры показывают положительную динамику перевозок. Экспорт железной руды, например, растет, потому что цены на нее высокие. А вот погрузка лома черных металлов в феврале по сравнению с февралем 2021-го снизилась на 18%, до 0,9 млн т. Было загружено всего 15 тыс. вагонов. Предполагаю, это снижение также из-за проблем с вагонами. Там оборот вагонов большой, это разовые групповые отправки, соответственно вагон оценивается высоко.
Потенциальные риски для развития металлургической промышленности
Потребность в черном металле на внешнем рынке сохраняется. В этом направлении в 2021 году железнодорожным транспортом перевезено 29,6 млн т данной номенклатуры, а на внутренний рынок – 39,6 млн т.