Уголь vs металл:
битва за Восточный полигон
Битва грузовладельцев за Восточный полигон начинается, об этом на онлайн-семинаре «Грузовая панорама», который организовал журнал «РЖД-Партнер», рассказали сразу несколько экспертов. Известно, что угольщиков уже попросили сдерживать свои аппетиты, но кто займет освободившиеся провозные мощности – до сих пор открытый вопрос. Есть предположение, что уголь потеснит металл как груз высокой доходности. Однако металлурги уже заявляют, что железнодорожные тарифы выросли настолько, что им теперь невыгодно отправлять свой груз по сети РЖД: разворот на восток поднял их затраты на перевозку более чем в 3 раза.
Новый порядок провоза грузов

Теперь российские власти предъявляют повышенные требования к грузам, которые пойдут по Восточному полигону. Они должны не просто идти из пункта А в пункт Б, но и влиять на налоговые эффекты, рост ВВП и вообще экономику страны. И в этом ключе одним из наиболее перспективных грузов становятся черные металлы, так как они приносят железнодорожному перевозчику наиболее высокий доход. Кроме того, в новых экономических условиях российские владельцы металлургических грузов могут направить их только на восток (из-за санкций, которые ввел ЕС в отношении России, эту номенклатуру уже не экспортируют за запад). «Рынок, уже это понятно, меняет географию. В восточном направлении есть свои проблемы, здесь узкое горлышко – и оно остается таким», – отмечает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

По его словам, на Восточном полигоне сейчас реализуют новый порядок очередности приема заявок на перевозку грузов. Прежний порядок, который устанавливали правила недискриминационного доступа, приостановлен. А новые правила пока не выработаны. «Это право передадут или в Минтранс, или в Росжелдор. Это решение хеджирует риски самой железнодорожной монополии», – добавляет он.

Протиснуться через узкое горлышко

Погрузка на сети РЖД в марте 2022-го составила 106,7 млн т, что на 2,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Основная причина снижения – прекращение перевозок грузов на Украину и через Украину», – отмечают в РЖД. Погрузка за январь – март составила 307,9 млн т (+0,2%). Черные металлы и черная руда идут в рост, первая номенклатура прибавила 5,8%, вторая – 1,1%. Также выросли показатели погрузки кокса (+1,1%), нефтеналива (+2,2%), цемента (+6,8%), промсырья (+7,5%) и химикатов (+2,1%)
Чтобы Восточный полигон отвечал всем запросам грузовладельцев, он должен начать работать по новым правилам, отмечает П. Иванкин. А это значит, что владелец железнодорожной инфраструктуры должен перестроить всю логистическую цепочку. «Необходимо сделать допуск на Восточный полигон простым, без заторов и пробок», – считает эксперт.

Впрочем, сейчас сложности на Восточном полигоне связаны не только с пропускной способностью, но и с локомотивными бригадами. Из-за последнего пункта – сбоев в работе железнодорожной сети – предприятия металлургической отрасли уже обвиняют владельца железнодорожной инфраструктуры в остановке производств, так как вагоны с сырьем идут с большими перебоями.

В середине февраля железнодорожный монополист заявил о выработке механизма борьбы с заторами. Были разработаны индикаторы загрузки инфраструктуры, которые используют при согласовании заявок на перевозку. «При ухудшении ситуации с выгрузкой, а также при перегруженности инфраструктуры РЖД не будут полностью ограничивать погрузку, а введут «желтый уровень», при котором совместно с грузоотправителем и грузополучателем будут определять максимальный объем груза, который может быть перевезен без нарушения сроков доставки. А при наступлении «красного уровня» – решать, либо продолжать отправлять груз с возможностью увеличения срока доставки и временного отстоя в пути следования, либо ограничивать погрузку», – сообщают в РЖД.

Чтобы снизить нагрузку на Восточный полигон, собственник инфраструктуры активно предлагает варианты задействования железнодорожных возможностей стран СНГ, паромного сообщения и погранпереходов в Каспийском бассейне, Грузии, Армении и Азербайджане. «Пропускная способность по этим погранпереходам не отвечает потребностям бизнеса – где-то они ремонтируются, где-то есть ограничения. Но, несмотря ни на что, надо прорабатывать разные логистические коридоры. К тому же сейчас есть ограничения по сухопутным погранпереходам в Китай, они работают вполовину своей мощности из-за обострения пандемии в Китае», – говорит П. Иванкин.

Не грузом единым

Помимо всего прочего, глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров сообщил, что объем средств, необходимых для реконструкции Восточного полигона, постоянно растет. По данным на начало года, он достиг показателя в 838 млрд руб. Рост затрат обусловлен в том числе и ростом цен на металл. В связи с этим глава железнодорожной компании не исключает роста тарифов для грузовладельцев дорожающей номенклатуры. Впрочем, РЖД намерены заработать и на конкурентах за провозные мощности Восточного полигона, – вырастут тарифы и у угольщиков. «У ряда клиентов (металлургов, угольщиков) сейчас хорошая конъюнктура, и нам кажется правильным, чтобы часть этих средств возвращалась на железные дороги. После длительных консультаций и переговоров было решено, что индексация тарифа не ухудшит их экономику», – объясняет О. Белозеров.

В II квартале 2022-го железнодорожные тарифы планируется проиндексировать на 11,7%, еще на 18% – в III, на 20% – в IV квартале и I квартале 2023 года. «Русская сталь», объединяющая крупнейших металлургов, уже выступила против тарифных инициатив ОАО «РЖД». Как следует из их письма первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову, принятие предложений ОАО «РЖД» увеличит тариф для экспорта черных металлов более чем на 30%, что «Русская сталь» называет фактически запретительным уровнем.

Алена Алешина
Made on
Tilda