– Константин Анатольевич, сегодня Вы владелец и президент группы компаний «Новотранс», член правления РСПП, один из крупнейших инвесторов страны. Но тогда, в 2015 году, Вы стремительно ворвались на транспортный рынок с довольно сомнительным активом. Сильно рисковали?
– Конечно, определенный риск был. Но риск обоснованный. Момент для покупки был наиболее подходящий. Во-первых, на тот момент ставка аренды полувагона колебалась на минимальном за несколько лет уровне, что вкупе с имеющимися обременениями делало стоимость самого актива достаточно низкой. Во-вторых, на рынке возник дефицит подвижного состава, так как правительство запретило эксплуатацию парка с продленным после капремонта и модернизации сроком службы – и десятки тысяч грузовых вагонов оказались под списанием. Парк «Новотранса» был новым и востребованным. Такая господдержка стала решающей для дальнейшего успешного развития. Ну и, конечно, я заручился поддержкой партнеров и коллег. Мы вместе увидели перспективы для роста, возможность сделать что-то действительно важное, масштабное, в интересах всей страны.
– Сложно было решить, с чего начать?
– Был четкий план, была собрана отличная команда. Провели реструктуризацию активов, уменьшили кредитную задолженность. Осуществили преобразования в системе управления компании.
В итоге изменился подход к ведению бизнеса. Вернее, «Новотранс» начал превращаться в реальный бизнес. Расширилась клиентская база, выросла доходность. Уже в 2016 году вдвое увеличился объем перевозок. Рост финансовых показателей компании и увеличение ее капитализации отметили крупнейшие эксперты рынка. Менее чем за три года мы вышли из отрицательной зоны активов. И не собирались останавливаться на достигнутом. Уже в статусе группы компаний мы начали разрабатывать новые проекты и инвестировать в них, в том числе и в наш крупнейший проект LUGAPORT, который был запущен в 2018 году.
– Вы неоднократно подчеркивали, что стратегия холдинга – девять из десяти заработанных рублей вкладывать в развитие. Оправдала ли она себя?
– На сегодня в группе «Новотранс» уже 29 компаний в 12 регионах страны, более 4 тыс. сотрудников. Мы ежегодно перевозим порядка 40 млн т грузов, ремонтируем почти 80 тыс. грузовых вагонов, осуществляем перевалку более 1,2 млн т грузов на паромном комплексе в морском порту
Усть-Луга в Ленобласти. В нашем клиентском портфеле – более 500 компаний. И холдинг продолжает расти. Очевидно, что всего этого не было бы именно без инвестиций в развитие.
– Крупному бизнесу нужны масштабные проекты…
– Безусловно. Сейчас мы развиваем сразу несколько. Идет строительство универсального терминала LUGAPORT в морском порту Усть-Луга в Ленинградской области мощностью 24,3 млн т в год. Проект получил статус федерального и вошел в стратегические планы развития транспортной инфраструктуры страны. В этом году мы рассчитываем провести пробную перевалку, а полностью терминал будет готов в 2024 году.
Там же в Ленобласти в ближайшее время введем в строй Балтийский вагоноремонтный завод «Новотранс» производственной мощностью 30 тыс. вагонов в год. Он станет пятым в вагоноремонтном дивизионе холдинга. Кстати, строительство терминала LUGAPORT и Балтийского вагоноремонтного завода позволит создать первый транспортный кластер на Северо-Западе России и организовать в регионе уникальную логистическую схему «перевозка-перевалка-ремонт».
В прошлом году приняли решение строить в Липецкой области машиностроительный комплекс по производству цельнокатаных железнодорожных колес. Его мощность составит 400 тыс. колес в год. Производство будет основано на концепции «Зеленое колесо», то есть станет максимально экологичным. Инвестиционный портфель холдинга сейчас мы оцениваем на уровне более 80 млрд руб. Безусловно, это не только развитие активов холдинга, но еще и более 4 тыс. новых рабочих мест, а также миллиардные отчисления в бюджеты всех уровней.
– Получается, вы каждый год запускаете новые инвестиционные проекты. Что в перспективе?
– Я абсолютно уверен в том, что дальнейшая диверсификация бизнеса является важнейшим фактором для успешного развития холдинга «Новотранс» в будущем. Наша цель сейчас – завершение вертикальной интеграции с сохранением присутствия во всех звеньях цепочки создания стоимости: от строительства инфраструктурных объектов и производственных мощностей до ремонта подвижного состава и создания логистических схем, включающих перевозку грузов в собственных вагонах и перевалку на терминале LUGAPORT. Думаю, что в современных реалиях это обеспечит самое эффективное управление активами группы. А дальше? Дальше, конечно же, будут новые проекты. И я убежден в том, что с нашей профессиональной командой мы обязательно достигнем поставленных целей.
Беседовала Вероника Сергеева