Сама идея создания такой платформы уже достаточно давно пробивала себе путь к реализации. Однако для этого требовалось уточнить используемые стандарты и нюансы, связанные с их правоприменением на практике. Но все как-то не получалось, пока не было принято кардинального решения. Дело в том, что водители уже довольно активно используют при выполнении рейсов гаджеты. Соответственно был выбран формат электронных таблиц с усиленной цифровой подписью перевозчика, который вполне можно вживить в мобильные устройства. Такая идея и была реализована с приходом в министерство К. Богданова.
Сейчас в Минтрансе изучают опыт работы новой системы и не исключают, что правила обмена электронными документами будут совершенствоваться. В частности, пока еще ряд операций при контроле на дорогах производятся вручную. Не у всех представителей контролирующих органов имеются соответствующие устройства. Да и внесенные данные (исправления и дополнения), как показывает практика, могут не всегда отражаться в электронном виде. При этом подчеркивается: за счет перехода на электронный оборот в 2030 году Россия сможет в 6 раз увеличить скорость передачи информации о перемещениях грузов, что должно ускорить и сам процесс доставки. В том числе за счет сокращения времени при выездных проверках на трассах. При этом часть автоперевозок планируется вывести из тени. Ведь надзорные ведомства смогут видеть данные о перевозке сразу же после того, как компания разместит накладную в ГИС ЭПД и водитель подтвердит приемку груза. В свою очередь, трафик на дорогах планируется контролировать камерами автоматической фото- и видеофиксации. В перспективе они будут направлять данные в ГИС ЭПД. А это значит, что большинство добросовестных водителей фур вообще не будут тормозить в ходе выполнения рейса для проверки документов.
Стоит отметить тот опыт, который есть у К. Богданова в сфере цифровизации. Ведь до прихода в Минтранс он работал в транспортных компаниях. В частности, был заместителем генерального директора ПАО «Аэрофлот» по информационным технологиям. При нем компания была признана в Минтрансе лидером в сфере цифровой трансформации авиационной отрасли, поскольку существенно продвинулась в создании цифровых решений на основе технологий больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения.
Как отметил в конце прошлого года первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, проект внедрения электронных документов на автотранспорте может стать основой для реализации другой инициативы, которая была озвучена в рамках Транспортной недели – 2021, – создания беспилотных логистических коридоров в РФ. Она стыкуется с планами Минцифры по развитию мобильности населения и обеспечению бесшовной логистики при грузоперевозках. Кроме того, инициатива увязана с развитием ситуационно-информационного центра Минтранса России, куда, как планируется, в идеале должна стекаться вся информация об автомобильном трафике и состоянии инфраструктуры.
На базе данной информации намечено рассчитывать транспортно-экономический баланс РФ, снижать риски по обеспечению безопасности перевозок и ускорить расшивку узких мест на автомобильных дорогах. В процессе цифровизации автотранспорта в России намечено скоординированно внедрять беспилотные машины, телематику и навигацию. По оценкам экспертов, мировой рынок «Автонет» к 2035 году составит $12,7 трлн, а российский – $1,17 трлн.
Предстоит крайне непростая задача. Российский рынок транспортной телематики сильно фрагментирован. Присутствующие на нем разработки требуют интеграции. Многие участники рынка сходятся в одном: единственными способами объединить «зоопарк» технологий и обеспечить стыковку самых разных устройств могут стать веб-интерфейс и смартфон. И сейчас именно в таком ключе развивают свои цифровые проекты в Минтрансе.
Предполагается, что до 2030 года около 20 тыс. км федеральных дорог станут основой для внедрения тех или иных функций, запланированных в рамках экономической инициативы беспилотных логистических коридоров. На первом этапе под прицелом – участки трасс «Нева», МТК Европа – Западный Китай, «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. Для снижения рисков при движении автономных фур и исключения их заезда в городской трафик планируется создание специальных хабов и государственного центра управления трафиком беспилотников.
Александр Солнцев