специальный проект журнала РЖД-Партнер
"лидеры отрасли"
Владимир Булавин: цифровые шаги навстречу бизнесу
Таможенные платежи в России в 2021 году превысили допандемийный уровень. И как бы ни способствовала тому конъюнктура на мировом рынке, эта победа была бы невозможна без деятельного участия руководителя ФТС Владимира Булавина в процессе повышения эффективности всех таможенных операций, в первую очередь за счет цифровизации.

Год закончили рекордом

За 12 месяцев 2021 года таможенными органами в федеральный бюджет перечислено 7,2 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России, увеличилась на 51%. Причем импортные поступления увеличились на 26%, а платежи, взимаемые при экспорте товаров, выросли на 120%. Последнее – следствие благоприятной конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, что даже на фоне очередного этапа налогового маневра привело к двукратному росту нефтегазовых доходов. Впрочем, доля платежей от экспорта товаров в общей сумме перечисленных платежей составила лишь 35%. Основной же прирост доходов дал налогооблагаемый импорт из стран дальнего зарубежья, который вырос на 24%.

Достигнутые ФТС результаты во многом связаны с повышением эффективности таможенного администрирования в центрах электронного декларирования (ЦЭД), в которых сегодня выпускается 99% деклараций. В конце 2020 года закончилась комплексная программа создания территориально распределенной сети электронных таможен: 16 ЦЭД заменили более 600 мест таможенного оформления. В 2021 году целью была отладка этой системы, выход на проектную мощность. В итоге сегодня ежедневно информационная система ФТС обрабатывает более 860 млн записей. На списание платежей уходит 5 секунд, на оценку наличия рисков – 4 секунды. Около 30 секунд затрачивается на проверку документов в других ведомствах.

После проведенных реформ таможенные органы вышли на оптимальный режим работы: 68% деклараций выпускаются в течение часа, 80% – в течение

4 часов, 98% – одним днем, 2% деклараций отправляются на досмотр.

Большинство деклараций заполняются в автоматическом режиме, позволяя уйти от очередей на границе и избавляя бизнес от оформления лишних документов. Сегодня полностью автоматически, без участия должностных лиц таможенных органов, выпускается порядка 25% всех импортных деклараций и более 43% экспортных.

Едва ли не все транзитные декларации на таможне оформляются в электронном виде, причем максимум за 7 минут. В 2021 году оформлено порядка 1 млн электронных транзитных деклараций, автоматически зарегистрировано более 577 тыс., или каждая вторая декларация. Автоматически выпущено более 100 тыс. деклараций.

Но главное, что 2021-й – это первый год активной реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, разработка которой стала непосредственным достижением В. Булавина. В ближайшей перспективе, согласно стратегии, запланирован переход от электронной таможни к интеллектуальной. Эта работа предполагает внедрение искусственного интеллекта, применение международных систем верификации и сертификации происхождения товаров, цифровизацию транзита, создание модели интеллектуального пункта пропуска, дальнейшее совершенствование системы управления рисками, автоматизацию таможенных процессов, обеспечение удобства и бесперебойного функционирования интерактивных сервисов для бизнеса, повышение результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, в том числе с использованием новейших цифровых платформ и технологий.

Амбициозные цели

В интервью отраслевому изданию в конце 2021 года В. Булавин подчеркнул, что в 2022 году ФТС России продолжит взятый курс на цифровизацию. Главная цель – создать таможню будущего. «Мы работаем над созданием модели интеллектуального пункта пропуска. Будут созданы качественно новые условия для безостановочного перемещения безрисковых поставок товаров. У нас уже есть первый опыт использования искусственного интеллекта для решения таможенных задач. Реализуется проект по интеллектуальному анализу снимков инспекционно-досмотровых комплексов. Самообучаемый сервис обрабатывает такие снимки, распознает перевозимый товар и скрытые вложения и предлагает инспектору решение о проведении конт­роля», – рассказал глава ФТС России.

Кроме того, ведется работа по внедрению принципиально новой системы управления рисками (СУР). Существующая в настоящее время система основана на субъектно-ориентированном подходе, в 2022 году планируется перейти к оценке каждой товарной партии в режиме онлайн. Модернизированная система предусматривает применение современных методов анализа больших данных (big data). Это позволит оперативно выявлять факты несоответствия или искажения сведений, проводить обоснованные проверочные мероприятия.

Развивается взаимодействие ФТС России с портами и железной дорогой. Так, ФТС России и ОАО «РЖД» окончательно перешли на безбумажные технологии оформления грузоперевозок, на практике начали использовать информационную систему для экспортеров РЭЦ «Одно окно». По оценкам экспертов, развитие цифровых технологий поможет улучшить ситуацию на сети РЖД и в морских перевозках, повысить пропускную способность погранпереходов и морских пунктов пропуска на 20–30%, упростить перемещение товаров по территории стран ЕАЭС.

Руководству ФТС предстоит непростой год, но таможня в последние 5 лет уже доказала свою способность четко придерживаться плана модернизации и даже обгонять его.

Юлия Чернышевская


© All Right Reserved.

Made on
Tilda