Самыми популярными у экспортеров стали такие сервисы, как компенсация затрат на участие в выставках и деловых миссиях, получение сертификата свободной продажи, аналитический сервис (получение товарно-странового отчета со списком потенциальных покупателей), а также недавно стартовавший продукт по подбору маркетплейсов. Также в список наиболее часто запрашиваемых услуг вошли сервисы господдержки и компенсации затрат на транспортировку продукции. Стоит отметить, что эти опции были реализованы совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России.
Благодаря переводу процессов в безбумажный формат сроки оказания услуг сократились в несколько раз. Этого удалось добиться также благодаря доступу к системе межведомственного электронного взаимодействия, которая, в свою очередь, является частью инфраструктуры электронного правительства. Подобная конфигурация обеспечила не просто отправку запросов, а получение в итоге комплексных решений. Иными словами, платформа берет на себя взаимодействие с целым рядом служб и ведомств, таких как Минпромторг, Минсельхоз, ФТС и ФНС России, Россельхознадзор. Соответственно, ездить никуда не требуется. Это действительно электронное окно.
Фокусом развития экосистемы в 2021 году стал маркетплейс для экспортеров – «Профессионалы экспорта», где можно, если есть такая потребность, выбрать партнеров, оказывающих услуги экспортерам (например, консалтинг). РЭЦ, формируя подобный список, подтверждает, что их сервисы предоставляются согласно стандартным требованиям качества. В данном случае нет нужды проверять надежность фирм. Все кандидаты допускаются на платформу только по итогам аккредитации, включающей в себя проверку правоспособности, компетенций и опыта – в рамках прозрачной и строго регламентированной процедуры.
Важным аспектом развития цифровой платформы можно считать размещение товаров российских компаний на глобальных электронных торговых площадках. Ведь объем экспорта, связанного с электронной торговлей, из года в год растет. РЭЦ, со своей стороны, поддерживает развитие этого тренда. Экспортеру уже доступно около сотни таких площадок. Для клиентов также откроется онлайн-витрина национального магазина, где можно разместить свой товар.
«В 2022 году станет доступным и такой сервис, как получение разрешительных документов и лицензий в цифровом виде. Речь о требованиях, которые выдвигают регуляторы разных стран для того, чтобы экспортируемые товары и услуги соответствовали требованиям и регламентам, принятым на их рынке. Зачастую получение таких документов оказывается довольно сложной задачей, на решение которой у компаний уходит много времени», – пояснили в РЭЦ.
В ближайших планах развития системы – доступ к банковским, страховым и другим партнерским сервисам. Причем РЭЦ попросил самих предпринимателей проголосовать за сервисы, которые они считают приоритетными.
«Российский экспортный центр поставил для себя амбициозную задачу: фундаментально изменить отношения экспортера с государством и ведомствами – обеспечить бесшовный доступ ко всем сервисам и услугам, необходимым предпринимателям при выходе на экспорт», – уточнили в РЭЦ. Уже сейчас
18 ведомств заняты предоставлением сведений, позволяющих полностью цифровизировать процесс.
По словам А. Белоусова, цифровая экосистема «Одно окно» – это одна из восьми новых перспективных экономических инициатив в рамках нацпроекта цифровизации на транспорте. Причем это окно доступно для малого бизнеса, менеджерам которого нередко не хватает опыта для выхода на международные рынки, недостает информированности о мерах господдержки, а зачастую и нет времени, чтобы регистрироваться на разных ресурсах, самостоятельно собирать пакеты документов при каждом обращении и затем их отслеживать.
Проект реализуется при участии Банка России и Минцифры, что обеспечило совместимость с различными государственными сервисами и стыковку с дорожными картами правительства РФ в сфере цифровизации. Кроме того, предусмотрена акселерация с новыми финансовыми и налоговыми инструментами поддержки, направленными на модернизацию действующей инфраструктуры.
Государство заинтересовано в подобных проектах, поскольку получает не просто реестр предприятий, получивших поддержку, но и возможность мониторинга того, как реализуются программы, предназначенные для стимулирования экспортеров. В частности, это касается эффективности проектов предоставления льготного кредитования, перехода на систему быстрых платежей и развития комплексной поддержки экспорта – и это во многом благодаря инициативам руководства РЭЦ.
Александр Солнцев