специальный проект журнала РЖД-Партнер
"лидеры отрасли"
Вероника Никишина:
у экспортеров свое одно окно
Цифровая экосистема «Одно окно», как считает первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов, создала в 2021 году предпосылки для повышения экспортной конкурентоспособности страны за счет цифровых решений задач экспортера.

Во многом это удалось сделать благодаря генеральному директору РЭЦ Веронике Никишиной. ФГАИС «Одно окно» создана для онлайн-доступа к сервисам, необходимым для выхода компаний на внешние рынки. Развитие такой экосистемы осуществляется в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Она появилась в ноябре 2020 года, а в 2021-м обрела контур экосистемы. Для экспортеров стали доступными 25 электронных сервисов. В прошлом году в системе зарегистрировалось более 7,5 тыс. компаний, из которых уже свыше 3,5 тыс. воспользовались ее услугами.
Самыми популярными у экспортеров стали такие сервисы, как компенсация затрат на участие в выставках и деловых миссиях, получение сертификата свободной продажи, аналитический сервис (получение товарно-странового отчета со списком потенциальных покупателей), а также недавно стартовавший продукт по подбору маркетплейсов. Также в список наиболее часто запрашиваемых услуг вошли сервисы господдержки и компенсации затрат на транспортировку продукции. Стоит отметить, что эти опции были реализованы совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России.

Благодаря переводу процессов в безбумажный формат сроки оказания услуг сократились в несколько раз. Этого удалось добиться также благодаря доступу к системе межведомственного электронного взаимодействия, которая, в свою очередь, является частью инфраструктуры электронного правительства. Подобная конфигурация обеспечила не просто отправку запросов, а получение в итоге комплексных решений. Иными словами, платформа берет на себя взаимодействие с целым рядом служб и ведомств, таких как Минпромторг, Минсельхоз, ФТС и ФНС России, Россельхознадзор. Соответственно, ездить никуда не требуется. Это действительно электронное окно.

Фокусом развития экосистемы в 2021 году стал маркетплейс для экспортеров – «Профессионалы экспорта», где можно, если есть такая потребность, выбрать партнеров, оказывающих услуги экспортерам (например, консалтинг). РЭЦ, формируя подобный список, подтверждает, что их сервисы предоставляются согласно стандартным требованиям качества. В данном случае нет нужды проверять надежность фирм. Все кандидаты допускаются на платформу только по итогам аккредитации, включающей в себя проверку правоспособности, компетенций и опыта – в рамках прозрачной и строго регламентированной процедуры.

Важным аспектом развития цифровой платформы можно считать размещение товаров российских компаний на глобальных электронных торговых площадках. Ведь объем экспорта, связанного с электронной торговлей, из года в год растет. РЭЦ, со своей стороны, поддерживает развитие этого тренда. Экспортеру уже доступно около сотни таких площадок. Для клиентов также откроется онлайн-витрина национального магазина, где можно разместить свой товар.

«В 2022 году станет доступным и такой сервис, как получение разрешительных документов и лицензий в цифровом виде. Речь о требованиях, которые выдвигают регуляторы разных стран для того, чтобы экспортируемые товары и услуги соответствовали требованиям и регламентам, принятым на их рынке. Зачастую получение таких документов оказывается довольно сложной задачей, на решение которой у компаний уходит много времени», – пояснили в РЭЦ.

В ближайших планах развития системы – доступ к банковским, страховым и другим партнерским сервисам. Причем РЭЦ попросил самих предпринимателей проголосовать за сервисы, которые они считают приоритетными.

«Российский экспортный центр поставил для себя амбициозную задачу: фундаментально изменить отношения экспортера с государством и ведомствами – обеспечить бесшовный доступ ко всем сервисам и услугам, необходимым предпринимателям при выходе на экспорт», – уточнили в РЭЦ. Уже сейчас

18 ведомств заняты предоставлением сведений, позволяющих полностью цифровизировать процесс.

По словам А. Белоусова, цифровая экосистема «Одно окно» – это одна из восьми новых перспективных экономических инициатив в рамках нацпроекта цифровизации на транспорте. Причем это окно доступно для малого бизнеса, менеджерам которого нередко не хватает опыта для выхода на международные рынки, недостает информированности о мерах господдержки, а зачастую и нет времени, чтобы регистрироваться на разных ресурсах, самостоятельно собирать пакеты документов при каждом обращении и затем их отслеживать.

Проект реализуется при участии Банка России и Минцифры, что обеспечило совместимость с различными государственными сервисами и стыковку с дорожными картами правительства РФ в сфере цифровизации. Кроме того, предусмотрена акселерация с новыми финансовыми и налоговыми инструментами поддержки, направленными на модернизацию действующей инфраструктуры.

Государство заинтересовано в подобных проектах, поскольку получает не просто реестр предприятий, получивших поддержку, но и возможность мониторинга того, как реализуются программы, предназначенные для стимулирования экспортеров. В частности, это касается эффективности проектов предоставления льготного кредитования, перехода на систему быстрых платежей и развития комплексной поддержки экспорта – и это во многом благодаря инициативам руководства РЭЦ.

Александр Солнцев


© All Right Reserved.

Made on
Tilda