специальный проект журнала РЖД-Партнер
"лидеры отрасли"
Андрей Лаврищев: море начинается
с берега, а порт – с инвестиций
В 2021 году в российских морских портах удалось реализовать рекордное количество проектов по развитию портовой инфраструктуры. Нынешняя зима стала своеобразной проверкой готовности терминалов обслужить флот в условиях роста спроса на морские перевозки. В хороших темпах развития портовой инфраструктуры есть заслуга и руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Андрея Лаврищева.

Портовый бизнес в РФ передан частным инвесторам, на долю которых приходится основная доля капиталовложений в обустройство причалов. ФГУП «Росморпорт» имеет лицензию на стивидорную деятельность. Однако она используется исключительно для того, чтобы обеспечить работу паромного комплекса в Балтийске и Усть-Луге согласно задачам, поставленным правительством РФ. Частный капитал легко справляется с обработкой грузопотоков, которые проходят через отечественные терминалы. В свою очередь, основные задачи «Росморпорта» – это развитие портовой инфраструктуры и обеспечение безопасности мореплавания в акваториях российских портов. Такая схема признана оптимальной.
Напомним, что А. Лаврищев в 2010–2020 гг. возглавлял «Росморпорт», а сейчас на этой должности – его соратник, ранее заместитель, а теперь генеральный директор предприятия Александр Смирнов, который прекрасно знает, какое стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса страны имеют российские морские порты. Ведь они, с одной стороны, находятся в зоне действия отечественного законодательства, а с другой – международного. И чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом уровне, должны соответствовать высоким торговым и транспортным стандартам.

При этом многие проекты реализуются на средства инвесторов (86%). На долю федерального бюджета приходится всего 14%. «При таких исходных условиях понятно, что планомерность осуществления мероприятий в значительной степени зависит от инвесторов, в связи с чем по поручению президента России был разработан законопроект, уточняющий обязательства инвесторов по вводу в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры, в рамках которых часть работ осуществляется за счет средств бюджетов РФ», – отмечает А. Лаврищев.

Итоги 2021 года показывают, что под руководством Росморречфлота удалось добиться сбалансированности проектов, реализуемых в морских портах. Мощностям причалов должны соответствовать пропускная способность подходных каналов к портам, наличие необходимого состава и объема предоставления услуг служебно-вспомогательного флота в акватории, оснащение гидротехническими сооружениями, средствами радионавигации и связи. В последнем сегменте, добавим, была сосредоточена основная доля инноваций. В итоге сегодня судовладельцам в РФ предоставлен качественный сервис, поддерживаемый современным оборудованием – береговыми средствами обеспечения безопасности мореплавания, аварийно-спасательной готовности, средствами по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Новейшие комплексы сегодня установлены в портах Ейск, Севастополь, Керчь, Махачкала, Калининград и Советская Гавань. В числе последних достижений – обустройство перегрузочного комплекса СПГ в порту Мурманск, где реализуется проект строительства автоматизированного радиотехнического поста системы управления движением судов.

Обновился, хотя меньше, чем хотелось бы, и служебно-вспомогательный и ледокольный флот. Новые суда экономичнее и экологичнее в эксплуатации.

В качестве примера можно привести лоцмейстерское судно «Виктор Кусков», где применены новинки, которые улучшили надежность доставки лоцманов для зимней проводки флота. Успешно завершена научно-исследо­вательская работа по созданию центра удаленного управления береговыми станциями Сабетта морских районов А1 и А2 ГМССБ и службы НАВТЕКС, в ходе которой были организованы защищенные спутниковый и наземный каналы связи.

В 2020 году флот «Росморпорта» пополнился 19 судами, в числе которых ледокол «Виктор Черномырдин» – самый сильный в мире неатомный ледокол. Сейчас строится еще более мощный ледокол для Дальневосточного бассейна. Нынешняя зима стала проверкой готовности флота. И он со своими задачами справился, в том числе как в Дальневосточном, так и в Балтийском бассейне, где сейчас наиболее напряженная обстановка и потому сконцентрированы самые большие ледоколы.

29 января 2022 года в Калининградскую область из Турции прибыл новый головной железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский» (проект CNF19M). Он построен для железнодорожно-паромного комплекса, связывающего Балтийск и Усть-Лугу.

Завершен I этап строительства транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в акватории бухты Мучке и строительство акватории терминала «Ультрамар» в морском порту Усть-Луга. Начато строительство паромно-пассажирского комплекса в поселке Угольные Копи и формирование акватории для угольного терминала в бухте Суходол.

Реконструированы причалы в Певеке, модернизирован мол в Новороссийске. Реализованы другие крупные проекты.

В целом грузооборот морских портов России в 2021 году превысил 835,2 млн т,

что на 1,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. В сложившихся условиях такой результат был бы недостижим без создания задела в инфраструктуре. Нет особых сомнений, что отрасль находится в руках надежного кормчего – Андрея Лаврищева, опытного специалиста и руководителя.

Александр Солнцев

© All Right Reserved.

Made on
Tilda