специальный проект журнала РЖД-Партнер
"лидеры отрасли"
Алексей Шило: ускоренный транзит надежд
Скачок в динамике транзитных перевозок по РЖД в 2021 году был оценен экспертами как знаковое событие, которое указывает на активность системы продаж. А ими занимаются прежде всего специалисты системы фирменного транспортного обслуживания под руководством заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника ЦФТО Алексея Шило.

Ранее мало кто верил, что транзитные перевозки в 2021 году превысят 33 млн т. Ведь это в 1,4 раза больше, чем годом ранее, и максимум с 2012-го. Уточним, что речь о разных номенклатурах, среди которых, в частности, высокую динамику продемонстрировали перевозки в контейнерах: их проследовало транзитом свыше 9 млн т – на треть больше, чем в 2020 году. Если же считать отправки вместе с порожними рейсами, то контейнерный транзит впервые превысил 1 млн TEU. Данный показатель имеет весьма существенное значение, поскольку позволяет стабилизировать валютные поступления ОАО «РЖД», ценные бумаги которого присутствуют на мировых биржевых площадках, а купоны приходится выплачивать в валюте.



Правда, на рост транзита повлияло повышение ставок фрахта морских перевозчиков на традиционном кружном маршруте между Азией и Европой. Однако важно, что именно в этот период в ОАО «РЖД» предложили участникам рынка комплекс мер, позволяющих эффективнее доставлять грузы по сухопутному железнодорожному коридору.

Здесь следует отметить работу по организации перевозок ускоренными поездами – контейнерными и грузовыми экспрессами (без переработки в пути следования). Причем 93% контейнерного транзита было осуществлено в составе контейнерных поездов. Для таких перевозок действовало порядка 1 тыс. специализированных расписаний (в том числе 220 – для международных контейнерных поездов). Их число планируется в перспективе увеличить. В среднем на сети находилось в движении около

700 контейнерных поездов в сутки. И это почти 15% от всех поездов на сети, что на 5 п. п. больше, чем в 2020 году.

«Здесь я хотел бы отметить начало регулярных отправок полносоставных контейнерных поездов из Финляндии с грузами для стран Восточной и Юго-Восточной Азии (перевозки бумаги и картона в Японию, Сингапур, Вьетнам, Южную Корею и Китай) через порты Дальнего Востока», – подчеркнул А. Шило.

Ранее было разрешено включать в ускоренные поезда наливные грузы в танк-контейнерах и флекситанках. В 2021 году этот список пополнился и контрейлерами. Если последних в позапрошлом году было отправлено всего 45 ед., то в 2021-м их объем увеличился более чем в 6 раз.

Еще одним новым продуктом, предложенным клиентам в 2021 году, стали отправки угля в контейнерах типа Open Top. В них в Китай ушло 728 тыс. т угля. Правда, пока подобный сервис приостановлен из-за ограничений на передачу порожних контейнеров под погрузку в РФ с китайской стороны, но есть надежда на возобновление такой практики. Ведь собственного производства контейнеров Open Top в РФ нет. В РЖД рассчитывают, что в дальнейшем российские производители будут выпускать тару подобного типа.

А. Шило с самого начала был сторонником внедрения технологии ведения динамической модели загрузки инфраструктуры РЖД на период выполнения запланированных перевозок грузов – с целью обеспечить контроль возникающих затруднений в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выделением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов. Проект утвердили в феврале 2019 года.

В ходе его развития удалось интегрировать ряд специализированных АСУ холдинга и перейти от оперативного учета заявок к планированию перевозок согласно данным, которые содержатся в формах ГУ-12. Иными словами – со всеми поправками, которые вносят клиенты в заявки при заказах вагонов под погрузку.

В 2021 году проект позволил визуализировать грузопотоки по типу карты «Яндекс.Пробки» и при невозможности выполнить заявку из-за сгущений вагонопотоков предлагать альтернативные маршруты. Ранее это было практически невозможно, поскольку в ЦФТО не располагали достаточно точной информацией о загрузке инфраструктуры.

С предложенными вариантами клиент мог согласиться или перенести заявку на другой срок. Данный проект продолжает совершенствоваться.

Еще одним успешным направлением работы ЦФТО стала цифровизация. Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал «РЖД-Партнер» в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», позволяют сделать вывод о том, что новые опции в АС ЭТРАН повысили эффективность электронного документооборота, связанного с перевозками. Улучшилась работа личного кабинета и мобильного приложения для грузоотправителей. Увеличилась доля опций по автоматизированному согласованию процедур оформления операций по отправкам.

В ЦФТО не отказались от идеи внедрения в перспективе смарт-контрактов и шаг за шагом вводят новые регламенты, приближающие к этому варианту взаимодействия с клиентами.

Остается добавить: согласно последним опросам грузовладельцев в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, клиенты нередко особо подчеркивали: видим, что ЦФТО старается решать возникающие на сети проблемы. Это доказывает, что в целом клиентоориентированности в ЦФТО уделяли в 2021 году повышенное внимание.

Александр Солнцев

© All Right Reserved.

Made on
Tilda