Правда, на рост транзита повлияло повышение ставок фрахта морских перевозчиков на традиционном кружном маршруте между Азией и Европой. Однако важно, что именно в этот период в ОАО «РЖД» предложили участникам рынка комплекс мер, позволяющих эффективнее доставлять грузы по сухопутному железнодорожному коридору.
Здесь следует отметить работу по организации перевозок ускоренными поездами – контейнерными и грузовыми экспрессами (без переработки в пути следования). Причем 93% контейнерного транзита было осуществлено в составе контейнерных поездов. Для таких перевозок действовало порядка 1 тыс. специализированных расписаний (в том числе 220 – для международных контейнерных поездов). Их число планируется в перспективе увеличить. В среднем на сети находилось в движении около
700 контейнерных поездов в сутки. И это почти 15% от всех поездов на сети, что на 5 п. п. больше, чем в 2020 году.
«Здесь я хотел бы отметить начало регулярных отправок полносоставных контейнерных поездов из Финляндии с грузами для стран Восточной и Юго-Восточной Азии (перевозки бумаги и картона в Японию, Сингапур, Вьетнам, Южную Корею и Китай) через порты Дальнего Востока», – подчеркнул А. Шило.
Ранее было разрешено включать в ускоренные поезда наливные грузы в танк-контейнерах и флекситанках. В 2021 году этот список пополнился и контрейлерами. Если последних в позапрошлом году было отправлено всего 45 ед., то в 2021-м их объем увеличился более чем в 6 раз.
Еще одним новым продуктом, предложенным клиентам в 2021 году, стали отправки угля в контейнерах типа Open Top. В них в Китай ушло 728 тыс. т угля. Правда, пока подобный сервис приостановлен из-за ограничений на передачу порожних контейнеров под погрузку в РФ с китайской стороны, но есть надежда на возобновление такой практики. Ведь собственного производства контейнеров Open Top в РФ нет. В РЖД рассчитывают, что в дальнейшем российские производители будут выпускать тару подобного типа.
А. Шило с самого начала был сторонником внедрения технологии ведения динамической модели загрузки инфраструктуры РЖД на период выполнения запланированных перевозок грузов – с целью обеспечить контроль возникающих затруднений в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выделением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов. Проект утвердили в феврале 2019 года.
В ходе его развития удалось интегрировать ряд специализированных АСУ холдинга и перейти от оперативного учета заявок к планированию перевозок согласно данным, которые содержатся в формах ГУ-12. Иными словами – со всеми поправками, которые вносят клиенты в заявки при заказах вагонов под погрузку.
В 2021 году проект позволил визуализировать грузопотоки по типу карты «Яндекс.Пробки» и при невозможности выполнить заявку из-за сгущений вагонопотоков предлагать альтернативные маршруты. Ранее это было практически невозможно, поскольку в ЦФТО не располагали достаточно точной информацией о загрузке инфраструктуры.
С предложенными вариантами клиент мог согласиться или перенести заявку на другой срок. Данный проект продолжает совершенствоваться.
Еще одним успешным направлением работы ЦФТО стала цифровизация. Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал «РЖД-Партнер» в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», позволяют сделать вывод о том, что новые опции в АС ЭТРАН повысили эффективность электронного документооборота, связанного с перевозками. Улучшилась работа личного кабинета и мобильного приложения для грузоотправителей. Увеличилась доля опций по автоматизированному согласованию процедур оформления операций по отправкам.
В ЦФТО не отказались от идеи внедрения в перспективе смарт-контрактов и шаг за шагом вводят новые регламенты, приближающие к этому варианту взаимодействия с клиентами.
Остается добавить: согласно последним опросам грузовладельцев в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, клиенты нередко особо подчеркивали: видим, что ЦФТО старается решать возникающие на сети проблемы. Это доказывает, что в целом клиентоориентированности в ЦФТО уделяли в 2021 году повышенное внимание.
Александр Солнцев