ИА РЖД-Партнер.ру / 26.05.2016
RusMaglev – это больше, чем научные идеи
В России может быть реализована своя технология RusMaglev, считают российские ученые. Подробнее об этом – в интервью с руководителем Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок (НОЦ ПП ПГУПС), д.э.н., проф. Анатолием Зайцевым.
– Анатолий Александрович, насколько за последние два года удалось продвинуться в разработках отечественной технологии магнитолевитационной транспортной системы RusMaglev?

– Результаты проведенных исследований изложены в монографии «Магнитолевитационная транспортная технология», представленной на IV международной научной конференции «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии», которая проходит в Санкт-Петербурге. Ценность монографии – читай и делай в «железе».

В Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I и Научно-исследовательском институте электрофизической аппаратуры им. Д. В. Ефремова проведено натурное моделирование.

Решена амбициозная задача создать перманентную (непрерывную) магнитную левитацию от нулевой скорости до заданной. Она определена в 500 км/ч в воздушной среде – теоретически можно достичь и большего значения.

Найдены решения, позволяющие существенно снизить расход электроэнергии на обеспечение левитации и движения по сравнению с традиционной технологией «колесо–рельс».

Создан и в течение года испытывается полномасштабный макет магнитолевитационной платформы с грузовым морским контейнером.

Подтвердились созданная методика расчета магнитных сил для создания левитации и отсутствие деградации постоянных магнитов.

Продемонстрирован элемент синхронного линейного тягового двигателя.

Таким образом этап чисто научных исследований завершен. Мы готовы приступить к осуществлению реальных проектов магнитолевитационных транспортных систем.
– Как это можно осуществить на практике?

– В рамках конференции «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии» мы подписали протокол о дальнейшем сотрудничестве с Научно-исследовательском институтом электрофизической аппаратуры им. Д. В. Ефремова.

У нас есть широкий круг предприятий – партнеров, которые готовы выпускать продукцию для изготовления опытной транспортной системы. В частности, в Санкт-Петербурге на данный момент в орбиту магнитолевитационных технологий вовлечено около 60 различных компаний и организаций. Мы предложили для того, чтобы объединить их усилия, создать в Санкт-Петербурге магнитолевитационный кластер. Эту идею готовы рассмотреть в правительстве города на Неве. Также мы нашли понимание и в других российских регионах – в Москве, Волгограде.

– Какие проекты могут быть осуществлены на практике и при каких условиях?

– Для старта необходимо признание технологии RusMaglev на государственном уровне. В апреле 2016 года мы уже обратились со своими предложениями в Минтранс России. Теперь вполне достаточно принятия решения

правительством РФ о включении магнитолевитационного транспорт в Стратегию развития транспорта РФ на период до 2030 года. Надеемся, что в ближайшей перспективе ситуация прояснится.

– Какие проекты Вы предлагаете реализовать?

– Есть два основных варианта. Первый можно реализовать на региональном уровне. Это строительство городских пассажирских линий для передвижения со скоростями до 140 км/ч. Переговоры на эту тему ведутся с властями в Санкт-Петербурге, Москве и Волгограде для получения разрешения на создание опытной площадки.

При сопоставлении характеристик магнитолевитационный транспорт имеет следующие преимущества перед метро: во-первых, у него провозная и скоростная способности превосходят в несколько раз. Во-вторых, стоимость строительства – в 3–4 раза дешевле. В-третьих, скорость строительства – на порядок быстрее.

Второй вариант – создание транзитной грузовой системы для перевозок морских контейнеров от портов Балтики до грузовых терминалов Москвы. Последовательность осуществления этого проекта может предложена такая. На начальном этапе создается головной участок магнитолевитационной системы.

Например, можно в районе г. Гатчина (Октябрьская железная дорога) построить грузовой хаб, где магнитолевитационный транспорт будет состыкован с железнодорожными и автомобильными перевозками. Концепция проекта предполагает оборудование маглев-депо. Первый участок длиной 5–7 км можно проложить в границах станции или причала одной из стивидорных компаний. Второй участок протяженностью 70 км от одного из тыловых терминалов до порта. Затем можно приступить к созданию магистрали в сторону Москвы.

При достаточном финансировании сооружение ее займет примерно 5 лет. Общий объем инвестиций в строительство оценивается в 949,6 млрд руб. Для перевозок потребуется 682 ед. подвижной состав. Срок полезного использования объектов инфраструктуры – 50 лет. Годовые эксплуатационные затраты – 6,45 млрд руб.

Необходимо и достаточно для старта выпустить соответствующее постановление правительства РФ.

Беседовал Александр Солнцев

С уважением к памяти,
коллектив редакции журнала РЖД-Партнер.




E-mail: rzdp@rzd-partner.ru
Телефон: +7 (812) 418-34-95
Соцсети: Facebook | Instagram |
ВКонтакте
Made on
Tilda