Юрий Суродин,
заслуженный работник транспорта Российской Федерации
При Анатолии Александровиче я стал начальником станции Ленинград-Сортировочный-Московский. Занял эту должность в трудный период: зима, снежные заносы, брошенные поезда… В первые полтора-два месяца он всегда находил время позвонить до начала работы, чтобы поговорить в неформальном ключе – подсказать, посоветовать, поинтересоваться планами на текущий день. Для молодого специалиста такая помощь и поддержка, тем более в столь корректной форме, позволила в максимально короткие сроки адаптироваться в новой должности. Но самое главное – все это помогало создавать позитивный настрой в работе, который передавался и подчиненным.
Для меня А. А. Зайцев – человек-новатор, умевший, как никто другой, видеть и создавать новые инструменты для того, чтобы добиться перемен в технологии и организации работы. Здесь достаточно вспомнить и первый железнодорожный банк, и создание дочерних компаний, что на тот момент было абсолютным ноу-хау, и многое другое. Например, однажды при поездке в командировку в Финляндию мы с В. Н. Морозовым, в то время заместителем начальника ОЖД, обратили внимание на особенности технологий финской сортировочной станции Коувола (это крупнейшая сортировочная станция Финляндии) и сравнили все это с работой на нашей стороне. В результате родилось предложение по выполнению российскими железнодорожниками дополнительной сортировочной работы – за станцию Коувола. Проект показался тогда интересным, но нереализуемым, так как предполагал, по нашему замыслу, возмездную форму работы. Тем не менее мы проинформировали А. А. Зайцева о нашем предложении. И каково было наше удивление, когда в кратчайшие сроки все организационные и технические детали проекта были согласованы в том числе финляндской стороной и подписан соответствующий договор. И я, как начальник станции, получил карт-бланш на его исполнение. Напомню, что это была первая половина 1990-х гг. – тяжелейшее время, когда российские железнодорожники искали каждую копейку для поддержания отечественной железнодорожной инфраструктуры в надлежащем состоянии. Данный проект позволил сформировать финансовые средства, достаточные для того, чтобы в тот самый период, когда инвестпроектов на ОЖД практически не было, осуществить серьезную реконструкцию станции (удлинение четного парка отправления, ЭЦ парка формирования, электрификацию, строительство нового поста ЭЦ). Более того, А. А. Зайцев принял решение о выделении части средств на прямую поддержку работников нашего железнодорожного узла. Этот проект отработал на ОЖД без малого 20 лет и принес магистрали многие миллионы валютных поступлений.
Можно привести и другие примеры, когда А. А. Зайцев принимал нестандартные решения. Но я вообще-то хочу обратить внимание на то, что Анатолий Александрович на самом деле был очень требовательным руководителем, ставившим как для себя, так и для починенных очень высокую планку. Он служил ярким примером руководителя, про которого сейчас сказали бы, что его главная черта – нацеленность на результат. И это была особая требовательность руководителя, который не навязывал те или иные постулаты, а умел зажечь своей энергией, убедить подчиненных, как именно следует достигать поставленной цели. Думаю, что огромное количество железнодорожников, знавших Анатолия Александровича, могли бы подписаться под этими словами. Для нас для всех он был не просто руководителем, но и старшим товарищем, которого мы безмерно уважали и светлую память о котором мы сохраним.