Такой подход применяется до настоящего времени, и в соответствии с ним используются две таблицы тарифов: первая содержит тарифы на подачу-уборку вагонов локомотивом перевозчика, вторая – тарифы за пользование путем необщего пользования, находящимся на балансе железной дороги.
Как показала практика, действующий порядок тарификации услуги по подаче и уборке вагонов также утрачивает свою актуальность ввиду различных причин. Во-первых, в его основу положены эксплуатационные расходы, показатели работы и иные статистические данные по состоянию на 2010 год, что не отражает произошедших за последнее десятилетие изменений не только параметров экономического характера, но и иных значимых факторов, в том числе темпов развития автоматизации и информатизации. Во-вторых, используемый порядок тарификации характеризуется рядом недостатков, наиболее существенным из которых является сложность учета суточного количества поданных (убранных) вагонов и фактических затрат перевозчика, связанных с подачей и уборкой.
В связи с перечисленными обстоятельствами необходима реализация следующих мероприятий по совершенствованию порядка тарификации рассматриваемых услуг:
– пересмотр подхода к расчету тарифов на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования локомотивом перевозчика, плат за пользование путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику;
– упрощение порядка тарификации с возможностью последующей автоматизации процесса;
– актуализация тарифов с учетом фактического уровня и структуры эксплуатационных расходов, а также технических и эксплуатационных параметров, характеризующих работу железнодорожных путей необщего пользования в современных условиях.
Среди основных позиций, которые следует учесть при разработке нового похода к расчету тарифа, следует выделить:
– возможность начисления платы за подачу и уборку вагонов не по суткам, а по факту подачи или уборки вагонов;
– использование в качестве основных факторов, влияющих на размер платы, расстояние подачи (уборки) и фактическое количество вагонов в составе подачи (уборки).
Представленные аспекты предусматривают применение процессной системы тарификации, где выделены две составляющие:
– плата за операцию перемещения вагонов по тарифу, установленному за 1 вагоно-км;
– плата за осуществление технологических операций по подготовке вагонов к подаче, расстановке или сборке вагонов у фронтов погрузки, выгрузки по тарифу, установленному за 1 вагон.
Вышеприведенный подход позволяет учесть интересы грузовладельцев, имеющих собственные локомотивы, поскольку появляется возможность отдельно определять непосредственно как перемещение вагонов в составе подачи (уборки) на железнодорожный путь необщего пользования, так и маневровую и подготовительную работу у фронтов погрузки-выгрузки.