ВОСПОМИНАНИЯ
Валерий Авилов,
бывший главный редактор газеты «Октябрьская магистраль» и первый главный редактор журнала «РЖД-Партнер»
За время общения с Вадимом Николаевичем Морозовым в память врезались такие эпизоды. Первый, когда мы впервые познакомились. Это было на станции Ленинград-Сортировочный-Московский (сейчас она называется Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский). На станции в то время стали внедрять новые технологии роспуска и формирования вагонопотоков – и это было как раз под руководством Вадима Николаевича. Тогда он проявил себя не просто как специалист, досконально знающий процесс железнодорожных перевозок, но и как грамотный управленец. Благодаря этим качествам инновация прогремела на всю сеть: руководство сразу отметило ее не просто как локальную технологию, которая привела к рекордам в работе на конкретном полигоне, но и как решение, которое было целесообразно распространить на всю сеть. Вадима Морозова всегда отличало умение разглядеть эффективные инженерные решения, которые могли улучшить работу железнодорожной сети.

Другой эпизод связан с личными качествами Вадима Николаевича. Тогда он уже занимал должность начальника Октябрьской железной дороги. Случилось ЧП: на железной дороге завалили локомотив. Об этом сообщили в газету «Октябрьская магистраль». И было вполне ожидаемое последствие – вызов на ковер к начальнику дороги. Как выяснилось, кто-то из заместителей посоветовал своему руководителю скрыть этот инцидент от руководства в Москве. Соответственно Вадим Николаевич стал выяснять, откуда редакции стало известно об этой аварии. Я тогда заметил, что есть 11 способов получения подобной информации. Поэтому нет особого смысла искать источник. Лучше проинформировать общественность, что авария уже устранена. Как выяснилось, Вадим Николаевич сам позвонил министру и рассказал, что и как случилось на самом деле. Министр тогда поблагодарил его за честность.

И это качество проявлялось не один раз. Вадим Николаевич запомнился человеком, который всегда умел не замалчивать недостатки, а стремился их устранить. И опять-таки при этом он видел события сквозь призму процессов, происходящих на сети в целом. Он выступал за объективное освещение событий. Поэтому и одним из первых поддержал появление журнала «РЖД-Партнер» и стал председателем его редакционного совета.

Александр Березин,
член правления АО «Euro Rail Trans»
Я потерял своего лучшего друга, которого знал 49 лет – с самого начала нашей студенческой жизни. Мы жили с ним в одной комнате, учились в одной группе, где я был старостой, вместе окончили институт, уехали на производство.

Вадим Николаевич начал свою работу с самой нижней должности, трудясь в локомотивном депо Волховстрой-1, а потом уже как производственник поступил в ЛИИЖТ. После его окончания начал работать на станции Ленинград-Сортировочный-Московский и прошел все ступени до руководителя министерства.

Вадим Николаевич был профессиональным железнодорожником, отлично знающим ту работу, которую выполнял, применяя все знания, полученные в стенах вуза и далее на производстве. Более честного человека я себе просто не представляю. Это был классный оперативник, который мог следить за вагонопотоками и организовывать их.

Он решал вопросы в труднейших железнодорожных ситуациях. Как государственный деятель отлично понимал свою ответственность, полностью отдавая делу всего себя, включая здоровье. Он был грамотным специалистом, хорошим семьянином, настоящим другом, психологически крепким мужчиной, который мог выдержать очень многое. На протяжении почти полувека мы с Вадимом Николаевичем постоянно поддерживали связь. Наши семьи дружили. Наши дети знают друг друга. Наши внуки знают друг о друге. И это большая утрата как для меня, так и для всей моей семьи.
Алексей Дружинин,
исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта
Это большая потеря и для железнодорожного транспорта, и для тех, кто знал Вадима Николаевича лично. Очень тяжело говорить о нем в прошедшем времени...

Мне довелось работать под его прямым руководством в 2003–2004 гг. в составе последнего Министерства путей сообщения. Это был беззаветно преданный работе, железным дорогам человек, и такой же самоотдачи он ждал от других. Из-за этого, особенно на первых порах, с ним было нелегко работать, потому что для него не было мелочей, подготовка к любым мероприятиям иногда заканчивалась глубокой ночью. Это был требовательный руководитель, который владел абсолютно всеми вопросами работы железных дорог. Иногда, когда он видел, что люди не готовы в должной мере отнестись к решению вопросов, он становился вспыльчивым и даже резким. Но это касалось именно работы. Он всегда очень рьяно, от сердца отстаивал интересы отрасли.

Мне доводилось участвовать во множестве мероприятий, где он, уже в ранге ЦЗ-1 (первого вице-президента ОАО «РЖД». – Прим. ред.), отстаивал интересы РЖД. И даже самые непримиримые оппоненты понимали, что его позиция всегда искренняя, от сердца. Эта бескомпромиссность при отстаивании интересов отрасли, конечно, мешала иногда его карьере – взлеты часто чередовались с падениями.

За пределами работы по некоторым простым бытовым вопросам он был иногда как-то по-детски наивен... Был преданнейшим болельщиком «Локомотива», всегда тяжело переживавшим его неудачи. При этом он постоянно учился, всегда пытался открыть для себя что-то новое, хотя на это у него всегда не хватало времени – все забирала работа. Для тех, кто входил в его МПСовскую команду «морозовского призыва», он навсегда оставался, да и останется, министром не только по должности, но и старшим товарищем, мудрым, хотя и строгим руководителем. Для тех, кто знал его лично, это действительно невосполнимая потеря.

Светлая память!
Павел Иванкин,
президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры
Вадим Николаевич Морозов запомнился мне как один из громаднейших лидеров железнодорожной отрасли. Под его руководством был осуществлен целый ряд крупных инвестиционных программ и корпоративных проектов. Практически все стратегические вопросы, связанные с инженерным блоком в железнодорожной отрасли, долгий период времени решались при его непосредственном участии. Меня лично поразило, что, когда я был на совещаниях, где рассматривались очень узкие темы, связанные с разными типами специализированного подвижного состава, он проявлял знания таких деталей, которые знакомы далеко не всем, чья деятельность непосредственно касается управления и эксплуатации данных типов вагонов. Вадим Николаевич отличался тем, что дотошно вникал во все нюансы тех проблем, которые оказывались в его поле зрения и требовали сетевого решения.
Игорь Левитин,
Помощник Президента Российской Федерации
Выражаю свои соболезнования семье безвременно ушедшего от нас Вадима Николаевича Морозова. Я был знаком с ним еще до назначения министром транспорта, когда работал в транспортной компании, и всегда видел в нем высокого профессионала в области железнодорожного транспорта. И хотел бы отметить его очень важное качество – Вадим Николаевич всегда умел слышать собеседника.

На его долю пришлась тяжелая задача – ликвидация Министерства путей сообщения. Это был очень важный переходный период в работе железнодорожного транспорта. И стоит подчеркнуть значительную роль Вадима Николаевича в том, что компания «Российские железные дороги» в условиях одновременной ликвидации МПС и начала работы нового акционерного общества не утратила контроль над управлением перевозками. В это время формировалась нормативно-правая база, менялись законы, существовали риски утраты управления движением… Но благодаря умению Вадима Николаевича не только профессионально подходить к своему делу, но и общаться, дискутировать, отстаивать интересы железнодорожников мы увидели, можно сказать, формирование новой технологии взаимодействия и эффективную работу в сложных условиях.

Для меня произошедшее – большая личная потеря. Вадим Николаевич – не только мой коллега, но и давний друг. И я хотел бы еще раз сказать его родным и близким, что они могут гордиться этим светлым и отзывчивым человеком.
Сергей Кобзев,
первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»
Мы познакомились с Вадимом Николаевич, когда он был первым заместителем начальника Юго-Восточной дороги. Первое же служебное общение с ним как с руководителем с огромными знаниями, опытом, эрудированным и культурным, доставило много приятных моментов. И вся дальнейшая моя работа и служебный рост сопровождался активным участием Вадима Николаевича.

Особенно плотно мне с ним довелось работать, когда после работы начальником Куйбышевской железной дороги я приехал трудиться в Москву и возглавил Центр по технологической координации. Это был период преобразований и организации вертикалей, когда были созданы наши дирекции – инфраструктуры, тяги и движения. Вадиму Николаевичу досталось самое сложное и тяжелое время, когда ему необходимо было выстроить координацию этих дирекций для решения главных задач – перевозки грузов и пассажиров качественно и в срок. И здесь, конечно, проявился огромный талант и организаторские способности Вадима Николаевича. Это период повседневной кропотливой работы, период настройки совершенно нового сложного механизма. Именно благодаря его личному участию и повседневной заботе о движении поездов, благодаря настройке всей железнодорожной системы мы сегодня очень успешно справляемся со всеми задачами – успеваем и путь ремонтировать, и своевременно перевозить грузы и пассажиров.

Хочу отметить товарищеское чувство Вадима Николаевича. В работе с ним я никогда не чувствовал взаимоотношения начальника и подчиненного. Это были все-таки больше товарищеские, где-то и дружеские взаимоотношения. Он делился своим опытом и знаниями, всегда подсказывал и проявлял участие практически в любом вопросе.

Сегодня на сети трудится много людей, которые, думаю, могут смело назвать себя его учениками. Более того, именно он ввел сетевое совещание первых заместителей начальников дорог – непосредственных исполнителей и организаторов на территориях. Его совещания всегда были целенаправленными, с конкретной темой, будь то взаимодействие с портами или организация движения тяжелых поездов. По сути, такое понятие, как полигоны, появилось из-за очень внимательного отношения к этому Вадима Николаевича и выстраивания им работы с первыми заместителями, главными инженерами дорог.

Вадим Николаевич был человеком исключительной широты. Очень грамотный, культурный и эрудированный человек, прекрасный руководитель.

Светлая память.
Елена Кунаева,
независимый эксперт
С такими людьми, как Вадим Николаевич Морозов, уходит целая эпоха, связанная с железнодорожной отраслью.

Это был человек-глыба. Настоящий профессионал. Ответственный человек, любящий и умеющий делать свое дело не щадя себя.

Он вкладывал всю свою жизнь, знания и опыт в развитие железнодорожной отрасли.

Был многогранной личностью – много читал, знал поэзию, был театралом…

Светлая память…
Борис Лёвин,
президент Российского университета транспорта (МИИТ)
Вадим Николаевич Морозов был уникальным человеком и сильным руководителем, занимавшим очень значимые должности как в структуре Российских железных дорог, так и в транспортной отрасли в целом. Он всегда и на любых постах уделял большое внимание образованию и подготовке кадров. При этом никогда не забывал ни

Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (теперь это Петербургский государственный университет путей сообщения), который дал ему путевку в жизнь, ни – самое главное! – школу в Волхове, которую окончил. Вадим Николаевич до последних своих дней оставался ее главным попечителем. Не удивлюсь, если руководство этой школы будет настаивать на том, чтобы ей присвоили имя Вадима Морозова. Он постоянно мне про нее рассказывал, демонстрировал интересные альбомы, посвященные школе. И это показательный и достойный пример.

Отрасль почувствовала значение Вадима Николаевича для системы высшего образования уже тогда, когда он стал заместителем министра путей сообщения, а потом и министром, не говоря уже о должности первого вице-президента ОАО «РЖД». Вадим Николаевич не только интересовался делами системы образования и помогал ей, но и сам постоянно учился, защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации, несмотря на занимаемые посты, находясь на которых, казалось бы, немыслимо располагать свободным временем.

Завершив службу на Российских железных дорогах, Вадим Николаевич пришел к нам в университет и с большим интересом стал осваивать не очень знакомое для себя направление деятельности. Отдавался работе полностью, как и всегда. До сих пор помню, что едва ли не в первые рабочие дни он поехал в общежитие, чтобы посмотреть, как там живут студенты и как себя чувствуют. Очень много с ними общался.

Сам я потерял в первую очередь друга, с которым была связана вся моя сознательная жизнь при руководстве университетом. И хотя Вадим Николаевич был младше меня, я всегда считал его старшим товарищем, учитывая тот опыт, который он имел. Для меня, как ректора, было важно понимание нашей деятельности этим человеком. Не зная мнения Вадима Николаевича, мы попросту не могли максимально соответствовать чаяниям и задачам Российских железных дорог. Все ректоры его уважали и любили. Ни одно общеректорское мероприятие не обходилось без него. И всегда мы предоставляли Вадиму Николаевичу слово как главному эксперту в области нашей деятельности, а он никогда не стеснялся высказать свое мнение, любого из нас поправить или поддержать, когда мы в той или иной степени искали новые пути развития системы образования.

До сих пор не верится, что такого близкого для нас человека, мудрого, способного, вдруг не стало. С другой стороны, в системе отраслевого образования у всех сохранится действительно вечная и светлая память о Вадиме Николаевиче Морозове.

Александр Мишарин,
председатель совета директоров АО «Синара – Транспортные Машины»
О Вадиме Николаевиче Морозове можно говорить только положительно. Он был железнодорожником-профессионалом, который очень хорошо знал свое дело, прошел отличную школу на Октябрьской, Юго-Восточной, Московской железных дорогах и заслуженно стал первым вице-президентом ОАО «РЖД». Повсеместно пользовался огромным авторитетом, знал людей, умел найти к ним подход, к каждому подобрать ключи. И все это во многом благодаря своим человеческим качествам, среди которых отмечу в первую очередь внимательность и уважение. Не случайно в свое время он был министром путей сообщения.

Вклад Вадима Николаевича в развитие российских железных дорог неоценим. Он был неотъемлемой и значимой частью этого процесса. Думаю, что жизненный и профессиональный путь такого человека со всеми его основными вехами будут часто и целенаправленно приводить в пример студентам-железнодорожникам. К тому же в последнее время Вадим Николаевич был научным руководителем МИИТ и внес немалый вклад в науку, что тоже важно отметить.

Лично я потерял не только коллегу, с которым мы около 30 лет работали вместе, но и хорошего товарища. И мне искренне жаль, что от нас уходят такие люди.
Николай Никифоров,
председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (март 2004 – март 2021 г.)
Вадима Николаевича Морозова я знал еще с тех пор, когда он был начальником Октябрьской железной дороги. Но мы смогли лучше познакомиться, когда я стал председателем профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Вадим Николаевич, занимавший тогда пост министра путей сообщения, а затем и исполнительного директора фонда «Благосостояние», очень меня поддержал и помог в моем становлении.

Вадим Николаевич был настоящим профессионалом-производственником, отлично знающим железнодорожное дело. Но в то же время ему были не чужды и социальные вопросы. Он всегда заботился о людях, интересовался их проблемами и очень многое делал для того, чтобы у нас был хороший коллективный договор.

Я всегда ценил этого уважаемого человека. И буду продолжать ценить – за его отношение к работе, за его добрые дела, за его профессионализм.
Валерий Радченко,
президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга
Вадим Николаевич – человек-эпоха нашей железной дороги. Он прошел большой путь – от слесаря в Волхове до руководителя Октябрьской дороги. Я с ним познакомился в 1974 году, когда он пришел на финляндское направление, а я был на заводе «Русский дизель». Потом меня перевели на «Звезду», а он работал на станции Ленинград-Сортировочный. Везде, где трудился Вадим Николаевич, он помогал нашей промышленности. Плотно мы с ним взаимодействовали и при развитии железнодорожного транспорта. Как никто в стране, он понимал, для чего в Советском Союзе нужна качественная железная дорога.

Вадим Николаевич был очень грамотным человеком. Я всегда его уважал за то, что он очень порядочный, честный и организационно правильный человек – он никогда не разменивался на пустяки. Всегда по-крупному решал вопросы. И все директора заводов, работающих с ОАО «РЖД», это чувствовали. Во всех новых проектах он принимал активное личное участие. Это был очень толковый специалист своего дела, инженер по своей натуре.

Самое главное, он был очень хорошим товарищем и другом. Мы его потеряли – и это большая утрата для нашего государства, для железных дорог и для нас – его товарищей.
Александр Сапронов,
генеральный директор АО «НТК»
С Вадимом Николаевичем Морозовым меня связывали долгие годы совместной работы. И это были непростые годы – и отрасль переживала сложный период, и те, кто пользовался услугами железной дороги, находились в сложных условиях. Но Вадим Николаевич показал себя как человек высочайшей профессиональной квалификации. Есть такое определение – человек-действие. Это точное определение Вадима Николаевича.

Мне приходилось сталкиваться с ним в разных ситуациях, порой это были драматичные моменты. Но он всегда откликался на просьбы и всегда шел на помощь.

Я помню наш разговор 9 Мая. Все праздновали День Победы. Но он, несмотря на праздничный день, смог мгновенно включиться в работу. С его помощью удалось преодолеть все трудности. И примеров, подобных этому, – множество.

Да, Вадим Николаевич был неразрывно связан с железной дорогой. Я запомню его как профессионала высочайшей квалификации. Он жил проблемами отрасли, ее интересами. И, конечно же, он останется в памяти не только как требовательный и даже где-то жесткий руководитель. Он был одновременно очень человечным. Он умел слышать. Он был человеком широкой души, который может вести за собой людей.
Владимир Соколов,
генеральный директор ООО «Трансойл»
Уход из жизни выдающегося человека – всегда большое горе. А когда уходят люди такого масштаба, как Вадим Николаевич, – это невосполнимая утрата для близких, коллег, профессионального сообщества. Разносторонне одаренный и деятельный человек, служение железнодорожной отрасли для которого стало настоящим призванием, делом всей жизни, – таким он и останется в нашей памяти навсегда.

Вадим Николаевич был личностью поистине неординарной: ярким и смелым реформатором, энергичным и талантливым управленцем, открытым и радушным человеком. В сложные годы, на переломе исторических эпох, он многое сделал для развития российских железных дорог, еще при жизни стал легендой и образцом чести и достоинства истинного железнодорожника, настоящего профессионала и патриота своей великой Родины. Всегда учил своим примером – трудолюбия и самодисциплины, честности и ответственности, преданности своему делу, уважения к людям, стойкости и неугасающего интереса к меняющейся жизни.

Мы потеряли настоящего товарища, близкого для всех нас человека огромной внутренней силы, отваги и мужества. Для меня это невосполнимая личная утрата. Нас связывали долгие годы дружбы. И я всегда знал, что на Вадима Николаевича можно положиться в любой самой сложной ситуации как на надежного, верного друга и профессионала высочайшего уровня.

Поэтому невероятно сложно совместить сегодняшний траур с картиной еще совсем недавних совместных торжеств и дружеских встреч, где Вадим Николаевич энергично, радостно, живо и остроумно шутил, вспоминая прошлое и строя планы на будущее…
Геннадий Фадеев,
первый министр путей сообщения России (1992−1996 гг., 2002−2003 гг.), первый президент ОАО «РЖД» (2003– 2005 гг.)
Очень опечалила меня эта новость. До последнего надеялся, что Вадим выкарабкается – он был сильным человеком…

Я познакомился с ним в марте 1984 года, когда принимал Октябрьскую железную дорогу. Вадим Морозов в то время руководил сортировочной станцией Ленинград-Московский. Это была очень ответственная должность, поскольку станция выполняла большой объем сортировочной работы. Она ведь одна из крупнейших на сети дорог. Вадиму было тогда всего 30 лет, но я отметил, что он управляет этой станцией со знанием дела. И подумал, что этого молодого инженера ждет большое будущее.

В МПС он был всегда в резерве на повышение, благодаря своим профессиональным и деловым качествам. Когда было решено объединить два крупнейших отделения Октябрьской дороги – Ленинград-Финляндское и Ленинград-Московское, чтобы раздвинуть стыки дорог, я предложил ему возглавить новую структуру. А он был в то время главным инженером дороги. Мог и не согласиться пойти на риск – такое укрупненное отделение создавалось на сети дорог впервые. Но он с радостью его возглавил, Вадима всегда увлекало новое дело. Эксперимент оправдал себя – отделение очень эффективно работало.

Потом, когда коллегия МПС назначила меня начальником Московской железной дороги, он стал моим первым заместителем. Столичная дорога очень сложная – с большим пассажиропотоком и объемами грузовой работы. И вся оперативная работа оказалась в его ведении как первого заместителя начальника дороги. На МЖД одних только сортировочных станций было 17. Правда, позже мы их укрупнили, используя опыт Октябрьской железной дороги. Нам многое удалось там сделать. С Вадимом было легко работать – мы с ним хорошо понимали друг друга.

Потом, когда шли реформы на железнодорожном транспорте и создавалось ОАО «РЖД», я предложил председателю правительства РФ, чтобы МПС России возглавил Вадим Николаевич Морозов. Я знал, что он справится с той гигантской задачей, которая предстоит, – по выделению и разделению активов железнодорожной отрасли. Росимущество позже отмечало, что это было сделано очень быстро и без потерь. Мы разделили старую и новую структуры, не потеряв ни метра пути!

Мы с ним часто перезванивались, советовались… Вадим Николаевич Морозов был большим профессионалом и очень любил железные дороги. Не смог он справиться только с последней задачей – побороть коварную болезнь.

Светлая ему память!
Алексей Цыденов,
глава Республики Бурятия
Я знал Вадима Николаевича Морозова много лет. Знал как профессионала высочайшего класса и очень порядочного человека. Не случайно он пользовался большим уважением не только коллег-железнодорожников, но и широкого круга людей.

Вадим Николаевич всегда отличался обостренным чувством ответственности и высокой требовательностью к себе и подчиненным. Он болел всей душой за родные российские железные дороги. Трудно смириться с тем, что такого человека не стало. Для всех нас это большая потеря.
Владимир Якунин,
президент ОАО «РЖД» (2005–2015 гг.)
Вадим Николаевич относится к плеяде железнодорожников, которые были воспитаны в исторических традициях железнодорожного транспорта. Он был блестящим инженером. И при этом, безусловно, чрезвычайно интересным и цельным человеком. Вообще, когда мы говорим о традициях железнодорожного сообщества, то прежде всего мы говорим о людях с удивительным чувством ответственности и преданности тому делу, которому они служили. Когда все разваливалось, именно железнодорожники смогли сохранить единую систему железнодорожного транспорта не только в России, но и на пространстве СНГ. И это характеристика не только самой отрасли, но и тех людей, которые ее создавали и поддерживали.

Вадим Николаевич был министром путей сообщения как раз в переходный период при ликвидации Министерства путей сообщения и возникновении акционерного общества «Российские железные дороги». Потом он пришел на работу в компанию – и мы с ним работали длительное время, в том числе когда я был президентом ОАО «РЖД», это более 10 лет.

Безусловно, без таких людей, как Вадим Николаевич, мы бы не смогли сделать всего, чего удалось добиться на протяжении этого периода времени. Ни разу на заседаниях правительства в адрес железнодорожников не прозвучало никаких критических замечаний с точки зрения неисполнения тех решений, которые принимались.

Вадим Николаевич выполнял ключевую роль, будучи первым вице-президентом компании и отвечавшим за весь технологический процесс. Кроме всего прочего, он был очень работящим человеком. И в тот период времени, когда необходимо было решать ключевые задачи реформирования, организации производства, Вадим Николаевич никогда не считался ни со временем, ни с выходными, ни со своим здоровьем. Это именно та черта железнодорожного характера, которую я бы хотел еще раз подчеркнуть. Всё – во благо отрасли. Всё – во имя ответственности за порученное дело.

Он был очень верным товарищем. Бывали случаи, когда с ним приходилось дискутировать по тем или иным вопросам в процессе реформирования железнодорожного транспорта. Но после принятия решения оно железно реализовывалось. Это и позволяло нам двигаться дальше. На работе это был своеобразный Железный Феликс, для которого существовали только поставленные цели и задачи, которые должны быть решены.

Вадим Николаевич был прекрасным семьянином, очень любил семью. Он интересовался и историей, и культурой и всегда был готов прийти на помощь своим товарищам.

Вечная ему память.
С уважением к памяти,
коллектив редакции журнала РЖД-Партнер.




E-mail: rzdp@rzd-partner.ru
Телефон: +7 (812) 418-34-95
Соцсети: Facebook | Instagram |
ВКонтакте
Made on
Tilda