Борис Лёвин,
президент Российского университета транспорта (МИИТ)
Вадим Николаевич Морозов был уникальным человеком и сильным руководителем, занимавшим очень значимые должности как в структуре Российских железных дорог, так и в транспортной отрасли в целом. Он всегда и на любых постах уделял большое внимание образованию и подготовке кадров. При этом никогда не забывал ни
Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (теперь это Петербургский государственный университет путей сообщения), который дал ему путевку в жизнь, ни – самое главное! – школу в Волхове, которую окончил. Вадим Николаевич до последних своих дней оставался ее главным попечителем. Не удивлюсь, если руководство этой школы будет настаивать на том, чтобы ей присвоили имя Вадима Морозова. Он постоянно мне про нее рассказывал, демонстрировал интересные альбомы, посвященные школе. И это показательный и достойный пример.
Отрасль почувствовала значение Вадима Николаевича для системы высшего образования уже тогда, когда он стал заместителем министра путей сообщения, а потом и министром, не говоря уже о должности первого вице-президента ОАО «РЖД». Вадим Николаевич не только интересовался делами системы образования и помогал ей, но и сам постоянно учился, защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации, несмотря на занимаемые посты, находясь на которых, казалось бы, немыслимо располагать свободным временем.
Завершив службу на Российских железных дорогах, Вадим Николаевич пришел к нам в университет и с большим интересом стал осваивать не очень знакомое для себя направление деятельности. Отдавался работе полностью, как и всегда. До сих пор помню, что едва ли не в первые рабочие дни он поехал в общежитие, чтобы посмотреть, как там живут студенты и как себя чувствуют. Очень много с ними общался.
Сам я потерял в первую очередь друга, с которым была связана вся моя сознательная жизнь при руководстве университетом. И хотя Вадим Николаевич был младше меня, я всегда считал его старшим товарищем, учитывая тот опыт, который он имел. Для меня, как ректора, было важно понимание нашей деятельности этим человеком. Не зная мнения Вадима Николаевича, мы попросту не могли максимально соответствовать чаяниям и задачам Российских железных дорог. Все ректоры его уважали и любили. Ни одно общеректорское мероприятие не обходилось без него. И всегда мы предоставляли Вадиму Николаевичу слово как главному эксперту в области нашей деятельности, а он никогда не стеснялся высказать свое мнение, любого из нас поправить или поддержать, когда мы в той или иной степени искали новые пути развития системы образования.
До сих пор не верится, что такого близкого для нас человека, мудрого, способного, вдруг не стало. С другой стороны, в системе отраслевого образования у всех сохранится действительно вечная и светлая память о Вадиме Николаевиче Морозове.