Посчитаем аналогичным способом HHI для рынка предоставления полувагонов. Если взять все компании-холдинги операторов, предоставляющие полувагоны (478 компаний), то HHI составит 789, а если взять для расчета топ-100 компаний, а все остальные вагоны учесть в графе «Прочие», то HHI составит 792.
Следовательно, и рынок предоставления полувагонов является конкурентным рынком. Отметим, что в тех случаях, когда доля прочих компаний невелика (а в данном случае она составляла 1,9%), их можно отбросить, так как это почти не повлияет на итоговые значения индекса. В таблице 3 приведены значения HHI для рынка предоставления подвижного состава в целом (по всем родам подвижного состава) и для отдельных рынков.
Таким образом, в обоих случаях можно дать формальный ответ, что по индексу Херфиндаля – Хиршмана рынок услуг операторов подвижного состава можно считать конкурентным.
При этом рынки предоставления полувагонов и цистерн с точки зрения как HHI, так и CR можно классифицировать как рынки с низким уровнем концентрации, или высококонкурентные. Рынки предоставления крытых вагонов, платформ (кроме фитинговых) и цементовозов характеризуются средним уровнем концентрации. Что же касается рынков предоставления зерновозов и фитинговых платформ, то по параметру CR их можно считать рынками средней концентрации, но по HHI уровень концентрации будет высоким, то есть эти рынки можно отнести к низкоконкурентным.
Заметим, что если рассматривать долгосрочную динамику этого показателя, то можно отметить, что уровень конкуренции стабильно растет.
Данные о вагонных парках, находящихся в оперировании у холдингов операторов, позволяют рассчитать аналогичные показатели и для предшествующих лет.
В таблице 4 приведены данные о динамике индекса Херфиндаля – Хиршмана на горизонте 2011–2019 гг., а в таблице 5 – аналогичные данные по индексам CR-3 и CR-4; и из них видно, что в целом уровень концентрации на рынке оперирования хоть и с некоторыми колебаниями, но снижается.
Здесь необходимо сделать еще одну небольшую оговорку. Когда мы оцениваем уровень конкуренции на отдельных рынках, чьи границы определены через рода подвижного состава, мы немного упрощаем картину. Мы исходим из допущения, согласно которому это полностью самостоятельные рынки с непроницаемыми границами. Но, строго говоря, это не так или не всегда так. Например, грузоотправитель, который отгружает клинкер и цемент, предъявляет спрос на цементовозы и полувагоны (и может варьировать его уровень, увеличивая или уменьшая спрос на тот или иной подвижной состав). Осуществив инвестиции в установку по тарированию цемента в мешки, он может отгружать цемент в таре уже в крытых вагонах. Отправитель сжиженных газов может отправлять их не в цистернах, а в танк-контейнерах.
Отправители различных грузов, предъявлявшие спрос на крытые вагоны, могут переключить свой спрос на контейнеры и, соответственно, на рынок фитинговых платформ. В последних двух примерах фитинговые платформы становятся конкурентами крытых вагонов и цистерн. Производители удобрений, отгружающие свою продукцию в минераловозах, могут начать отправлять груз в биг-бегах, устанавливаемых в полувагоны. Зерно, которое главным образом перевозят в зерновозах, иногда транспортируют в крытых вагонах, контейнерах, а недавно была организована и экспериментальная перевозка зерна в полувагонах. Более того, рынки фитинговых платформ и универсальных платформ, строго говоря, тоже не вполне изолированы: на некоторых универсальных платформах установлены откидывающиеся фитинги – и подобные платформы могут одновременно работать и на рынке универсальных платформ (перевозить, например, оборудование), и на рынке фитинговых (перевозить контейнеры).
Таким образом, границы рынков для многих (хотя и не для всех) грузов зачастую являются более проницаемыми, чем принято думать, а следовательно, реальный уровень конкуренции может быть выше той оценки, которую мы получаем на основании индексов концентрации и Херфиндаля – Хиршмана.
По итогам проведенных расчетов индексов концентрации можно сделать два основных вывода. Во-первых, сегодня рынок услуг операторов является вполне конкурентным, уровень концентрации на нем можно признать низким. Во-вторых, в целом уровень конкуренции на рынке операторов, несмотря на отдельные колебания, имеет тенденцию к повышению на протяжении последних 9 лет.
Кроме того, дополнительный вывод, который вытекает из данных об уровне концентрации на рынке, заключается в том, что если рынок операторских услуг вполне конкурентен, то предложения о государственном регулировании ценообразования на этом рынке лишены оснований.
Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ