Тарифные новеллы
– Вячеслав Александрович, в постановлении указывается, что государственное регулирование железнодорожных тарифов применяется в том числе «с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования». Также зафиксировано, что «основным методом государственного регулирования тарифов является метод экономически обоснованных затрат». Налицо консервация классического затратного метода производства, от которого как раз и призвана была насколько возможно уводить железную дорогу реформа. Как Вы оцениваете такую ситуацию?
– Я оцениваю ее так, что наконец-то для всех естественных монополий установлен единый подход к формированию цен (тарифов) – на основе экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании тарифов, сборов и платы. Подчеркиваю, таким образом, и на железнодорожном транспорте мы пришли к тому, что тарифы должны устанавливаться именно на экономически обоснованном уровне. Под последним должно пониматься установление тарифов, сборов и платы с учетом необходимости возмещения экономически обоснованных затрат хозяйствующего субъекта, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), нормативной прибыли, определяемой исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ субъектом регулирования, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал
с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта. Это – рациональный подход. Соответствующий законопроект по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», предусматривающий в том числе ряд необходимых поправок, обусловленных реализацией программы структурного реформирования железнодорожного транспорта, в настоящее время подготовлен Минтрансом России.
– А как Вы оцениваете количество и обоснованность составляющих тарифа? Помнится, в свое время один из разработчиков Прейскуранта № 10-01 так комментировал этот вопрос: «Когда вы приходите в магазин, вы же не просите разложить стоимость буханки хлеба на составляющие? Вам говорят общую стоимость и все. Так и ОАО «РЖД» должно иметь право выставлять конечную цену за свой продукт, а не выворачиваться наизнанку с фиксированными тарифными составляющими». Что Вы скажете по этому поводу?
– Надо признать, что и сегодня мы еще не успели окончательно разобраться с локомотивной составляющей тарифов. При этом обозначение в постановлении «перевозочной» и «терминальной» составляющих, которые могут быть введены, является в определенной мере новеллой. Данные составляющие в отношении железнодорожного транспорта не встречаются ни в федеральных законах, ни в нормативных правовых актах правительства РФ. На автомобильном и морском видах транспорта отраслевое законодательство включает понятие «терминал»: «терминал – производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов» (Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта»); «морской терминал – совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров» (Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации»). Исходя из данных понятий к услугам, оказываемым в транспортных терминалах, относятся операции с грузами (погрузка, выгрузка, перевалка, хранение и др.), связанные с осуществлением процесса перевозки.
Включение в одну сферу деятельности услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах обусловлено, видимо, тем, что в соответствии с законодательством РФ все они связаны с обеспечением перевозок данными видами транспорта. В отношении железнодорожного транспорта Федеральным законом «О естественных монополиях» установлено регулирование деятельности субъектов естественных монополий в части железнодорожных перевозок (в том числе регулируются связанные с перевозкой услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования), а не в сфере услуг на транспортных терминалах как в отношении иных видов транспорта, где перевозочные услуги не регулируются. Понятие транспортного терминала применительно к железнодорожному транспорту охватывается установленным Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ» понятием «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования», регулирование услуг которой осуществляется в соответствии с законодательством о естественных монополиях. Кроме того, Уставом железнодорожного транспорта РФ установлены понятия «железнодорожная станция», «места общего пользования», «места необщего пользования», а статьей 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» по аналогии с федеральными законами на других видах транспорта установлены особенности тарифного регулирования.
И шире и гибче
– В постановлении говорится: «По мере развития конкуренции в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг Федеральная служба по тарифам принимает решение о прекращении регулирования». Кроме того, постановление впервые разрешает устанавливать железной дороге наряду с фиксированным также и предельные уровни тарифа – минимальный и максимальный. Как Вы сами относитесь к дерегулированию тарифов в различных сегментах рынка перевозок, по различным грузам и маршрутам?
– Я бы начал с того, что усиление в условиях мирового финансово-экономического кризиса глобальной конкуренции в текущем году привело к значительному изменению товаропотоков. В свою очередь, на железнодорожном транспорте начиная со второго квартала текущего года произошла переориентация грузопотоков на порты Дальнего Востока и пограничные переходы с Китайской Народной Республикой. При этом значительно возросли объемы перевозок в вагонах, находящихся в частной собственности. ОАО «РЖД» при значительных колебаниях в структуре грузопотоков испытывает серьезные технологические и технические затруднения. В условиях возрастания роли частных владельцев грузовых вагонов в осуществлении перевозочного процесса ситуация осложняется наличием неравных, а порой и дискриминационных по отношению к ОАО «РЖД» возможностей реализации ценовой политики в сложившихся конкурентных сегментах рынка транспортных услуг. Как уже давно и много раз говорилось, эффективным выходом из сложившейся ситуации могли бы стать широко используемые в рыночном ценообразовании оперативные ценовые (тарифные) решения: в нашем случае это временное повышение тарифов на перевозки грузов в восточном направлении и их снижение на перевозки в западном, а также прекращение регулирования тарифов, сборов и платы в отдельных сегментах рынка. Механизмы решения данной проблемы на железнодорожном транспорте изложены в принятом правительством РФ постановлении, которое наделяет регулирующие органы следующими полномочиями:
– устанавливать предельный уровень тарифов, сборов и платы в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок, в рамках которых хозяйствующий субъект сможет самостоятельно определять размер тарифов на железнодорожные перевозки;
– принимать решения о прекращении регулирования тарифов, сборов и платы в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.
Я считаю, что данные решения позволят оперативно регулировать загрузку инфраструктуры и учитывать в тарифах изменение макроэкономических показателей по отношению к прогнозным, заложенным в прейскурантном уровне тарифов. Поскольку одна из составляющих тарифа, вагонная, уже не регулируется, то можно сказать, что и окончательный уровень тарифа для грузоотправителя является нерегулируемым, а исходя из этого справедливо ставить вопрос: как быть с другими составляющими, притом что «товар платит за провоз все то, что он может заплатить»?
– В постановлении указывается, что средства, использованные субъектом регулирования не в соответствии с официальным прогнозом финансово-экономической деятельности, могут учитываться органами регулирования при установлении тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период. Не означает ли такой подход в целом замораживания крайней негибкости работы ОАО «РЖД», а также того факта, что железная дорога должна работать по принципу: то, что заработал без разрешения регулятора, отдай?
– Хотелось бы обратить внимание, что постановление распространяется только на естественно-монопольную сферу деятельности, где ценообразование строго подконтрольно регулирующему органу. Действительно, нарушения или какие-либо «вольности» хозяйствующего субъекта в этом вопросе не допускаются.
– Пункт 16 гласит, что в целях создания условий для привлечения инвестиций и повышения эффективности работы при определении необходимой валовой выручки на период окупаемости инвестиционных проектов, а также в течение двух лет после завершения периода окупаемости расходы субъекта регулирования принимаются без учета их снижения от реализации данных инвестиционных проектов. Считаете ли Вы такой подход действительно правильным и эффективным?
– Это положение обеспечивает единый подход к ценообразованию во всех отраслях экономики, чья деятельность отнесена к сфере естественной монополии.
– Постановление предполагает принятие новых Правил установления исключительных тарифов. Какие, по Вашему мнению, основные изменения должны быть внесены в этот перечень?
– Принятым постановлением расширены положения, касающиеся возможности реализации на железнодорожном транспорте гибкой тарифной политики. Помимо исключительных тарифов, применяемых для обеспечения конкурентоспособности в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, предусмотрена возможность иного порядка установления тарифов, в случаях если работы (услуги) выполняются (оказываются) в сегментах рынка, имеющих территориальную, технологическую, экономическую специфику. Все это и будет отражено в соответствующем нормативном правовом акте.
Перечень явно длинноват
– Какие нормативные документы необходимо, по Вашему мнению, принять или изменить в связи с постановлением № 643?
– Разумеется, постановление сможет действовать в полной мере только после создания механизмов реализации ряда его положений, в том числе принятия:
– проекта постановления правительства РФ, утверждающего Правила установления исключительных тарифов, а также тарифов, действующих в границах отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг;
– методики расчета экономически обоснованных затрат для формирования регулируемых тарифов, сборов и платы на работы (услуги), выполняемые, оказываемые субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте общего пользования;
– методики определения нормативной прибыли, учитываемой при формировании уровня тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки, исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) и нормы прибыли (рентабельности) на капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта;
– методики расчета потребного индекса изменения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки;
– методики установления предельных уровней тарифов в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок (тарифов).
Соответствующий План мероприятий по реализации данного постановления уже принят ФСТ России.
– Постановлением № 643 утвержден также и весьма обширный Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. Не считаете ли Вы, что из него уже сегодня можно было бы изъять для свободного ценообразования некоторые виды работ или операции, и если да, то какие именно?
– Я считаю, что данный перечень не должен быть статичным, и по мере развития рынка железнодорожных перевозок услуги, переходящие в конкурентные сегменты, должны будут уходить из регуляторного ценообразования в свободное. Хотел бы обратить внимание, что несмотря на наши предложения и доводы сохранено государственное регулирование перевозок грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в то время как операторские компании доминируют на данном рынке перевозок. Кроме того, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть вопрос наличия конкуренции при взвешивании грузов в местах общего пользования при обеспечении погрузки и выгрузки перевозчиками в местах общего и необщего пользования, а также при предоставлении железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в течение времени его простоя, не связанного с перевозочным процессом. Ну а далее – жизнь подскажет.
Подготовили Андрей Гурьев, Иван Ступаченко