/Туфля Александры Симоняк
Генерал Николай Симоняк во время Великой Отечественной войны командовал 136-й стрелковой дивизией 67-й армии Ленинградского фронта. Его имя прочно связано с прорывом блокады.
В феврале 1943 года за мужество и героизм дивизия получила звание гвардейской. А сам генерал был удостоен звания Героя Советского Союза.
Но не блокада и не война разделили жизнь генерала на до и после – такой чертой стала его личная трагедия…
Осенью 2020 года близ станции Хвойная Октябрьской железной дороги состоялось торжественное мероприятие по перезахоронению останков погибших при крушении военно-транспортного самолета в годы Великой Отечественной войны. Среди пассажиров этого воздушного судна была Александра Емельяновна Симоняк, жена прославленного «генерала-прорыва». Она направлялась в Ленинград из Куйбышева, где находилась в эвакуации. Для этого ей нужно было сделать остановку в Москве и пересесть на военно-транспортный самолет. Она летела на свидание с мужем – Героем Советского Союза и спешила показать ему подросшего сына…

С первых дней блокады Ленинграда вспомогательные аэродромы, расположенные вокруг железнодорожной станции Хвойная, превратились в военные объекты. Здесь базировалась Московская авиагруппа особого назначения, в задачу которой входило обеспечение авиасообщения с осажденным городом на Неве. Только с октября по декабрь 1941 года этими самолетами было эвакуировано более 50 тысяч ленинградцев. В самой Хвойной и ее окрестностях боевых действий не было. Это дало возможность разместить в Хвойнинском районе Ленинградский штаб партизанского движения, типографии для выпуска партизанских газет, развернуть более десяти масштабных госпиталей.
Каждый самолет, летевший по маршруту Москва – Ленинград, в обязательном порядке проходил дозаправку в Хвойной. Так было и с тем самым Ли-2, на котором летели Александра Симоняк с сыном. Через некоторое время после взлета с хвойнинского аэродрома он потерял управление и упал с высоты 30–50 метров, угодив в болото близ деревни Мякишево. Автору этих строк в 1990-е годы довелось побывать на месте крушения Ли-2, своими глазами увидеть братское захоронение на болоте, побеседовать с жителями деревни Мякишево.
На тот момент еще живы были люди, которые, будучи в войну подростками, бегали на болото смотреть самолет. Конечно, близко к месту аварии их никто не подпустил. Но куски фюзеляжа и фрагменты тел на деревьях одна девочка очень хорошо запомнила. А мальчишки умудрились кое-что выведать у летчиков, которые квартировали у них в деревне. Например, историю про женщину с ребенком, которых так и доставали вместе, настолько крепко были сцеплены ее пальцы.

По свидетельству руководителя хвойнинского военно-патриотического клуба «Ратибор» Сергея Крылова и его подопечных, которые последние 5 лет осуществляли надзор за захоронением, почти все таблички, установленные в послевоенные годы на месте захоронения, были утрачены, деревянные надгробные сооружения и ограждения на 90 процентов пришли в негодность. Именно поэтому после проведения общественных слушаний было принято решение о переносе останков погибших на гражданское кладбище поселка Хвойная.

Интересно, что в списке находившихся в самолете людей у каждого из них, кроме фамилии, имени и отчества, указан только год рождения. И лишь у одного человека число, месяц и год рождения прописаны полностью. Этот человек – главный редактор газеты «Сталинец» (ныне – «Октябрьская магистраль») Борис Лесин. Стоит пометка о том, что он родился 19 сентября 1910 года. Выходит, что погиб Борис в день своего рождения, когда ему исполнилось 33 года...
Лет десять назад автору этих строк пришлось брать интервью у Льва Мучника, в годы войны директора издательства, где печаталась железнодорожная газета.
Как выяснилось, в тот день, 19 сентября 1943 года, он не только находился в Москве, но и приехал на аэродром проводить в Ленинград своего друга Бориса Лесина. По словам Льва Мучника, посадка шла одновременно на два самолета. Оба они с интервалом 15 минут летели в Ленинград. У Лесина был билет на первый борт. Но к Борису подошла женщина и попросила поменяться билетами, ссылаясь на личные обстоятельства. Он с радостью согласился. Так друзья, Лесин и Мучник, могли поговорить еще целых 15 минут.

Мучник вспоминал еще одну женщину – с ребенком 4–5 лет. Мама мальчика была очень элегантной, у нее были красивые туфли на высоком каблуке. Мучник обратил на них внимание потому, что малыш все время крутился у ног матери. А еще он запомнил эту женщину с ребенком, так как пассажирами самолета в основном были мужчины в военной форме…

Очень быстро стало известно, что первый самолет в Ленинград прибыл, а второй – нет. А через некоторое время поступила информация о трагедии в Хвойной... Есть свидетельства, что генерал Симоняк, который встречал жену и сына на аэродроме в Ленинграде, поседел на глазах.
Катастрофа самолета унесла жизни 17 человек. Погибли все пассажиры и все члены экипажа.
Спустя 77 лет после описываемых событий бойцы отряда имени 177-й Любанской стрелковой дивизии, который базируется в городе Боровичи Новгородской области, прикоснулись к этой человеческой трагедии. С 25 по 27 сентября 2020 года они провели эксгумацию и экспертизу в соответствии со всеми существующими законами.

Поисковики утверждают, что останки погибших на момент вскрытия находились, если так позволительно выразиться, в хорошем состоянии. Видимо, такой сохранности способствовала болотная среда с многочисленными видами мхов. По косвенным и очень страшным признакам физических повреждений тел они предполагают, что смерть всех погибших была мгновенной. Самым пронзительным артефактом раскопок стала красивая туфелька с ноги Александры Симоняк.
Исторический поиск – дело очень интересное. Он увлекает и объединяет людей. Сведения об экипаже и пассажирах самолета собирает военно-патриотический клуб «Ратибор», комитет по культуре, молодежной политике и спорту администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области, краеведческий музей, библиотека. Все эти усилия привели к тому, что материала набралось достаточно много, установлены контакты с потомками героев. Но, к сожалению, родственников Александры Симоняк и Бориса Лесина найти не удалось. Не располагают поисковики и ее фотографией.
…Сегодня над Хвойной – чистое небо. Бывшие аэродромы давно отработали свое. И гул самолетов не нарушает шума гигантских сосен. Под этими самыми соснами, где были когда-то госпитальные палатки, и нашли свой последний приют жертвы катастрофы – летчики и пассажиры. «Они будут вечно жить в сердцах человеческих. На их крови наше мирное небо! Будем молиться о них. А они помолятся за нас. У Бога все живы...» – сказал на траурной церемонии священник церкви Преподобного Никандра Городнозерского отец Михаил Абашкин. Он провел панихиду по всем погибшим самолета Ли-2, державшего курс на блокадный Ленинград.

Татьяна Куценина

© All Rights Reserved.

Копирование материалов возможно только при указании автора и
гиперссылки на специальный проект журнала "РЖД-Партнер"
Made on
Tilda