/100 километров на велосипеде в поисках Дороги Победы
Дорога жизни и Дорога Победы…
Всем понятно, что названия эти связаны с блокадным Ленинградом. Но все ли понятно? С точки зрения русского языка, наверное, не будет ошибкой назвать любой транспортный коридор, спасший кого-то, дорогой жизни или дорогой победы. Но в истории военных перевозок существуют сложившиеся понятия – Дорога жизни и Дорога Победы, в которые вкладывается совершенно определенный смысл.
Действительно, это совсем разные дороги, хотя часть обоих маршрутов могла проходить по одним и тем же путям.
Первая дорога – Дорога жизни – это прежде всего Ладожская ледовая трасса и железнодорожные пути, примыкающие к ней с двух сторон озера. Она функционировала в 1941–1942 годах. А вторая, шедшая к Неве, – это детище 1943 года.

Мемориалы, стоящие вдоль этих дорог, в основном что-то объясняют, но иногда добавляют еще больше вопросов. Как, например, надпись на стеле, стоящей у разъезда Поляны, о том, что здесь был 30-й километр Дороги жизни. Тогда как по этой траектории проходила Дорога Победы 1943 года.

Потому, по-видимому, и возникает сегодня интерес к этим трассам…

Строительство обеих дорог было предпринято с одной целью: спасти от голода жителей блокированного города. Обе они, можно сказать, начинались от Волховстроя – ведь именно сюда подходили вагоны с продовольствием для Ленинграда.

Первая из них уходила в лес от станции Войбокало к ладожскому берегу. Но это была лишь часть пути, за которой требовалось еще несколько перевалок груза.
А вот вторая дорога, уходящая в лес от станции Поляны, была сквозной и вела прямо на Финляндский вокзал Ленинграда.

Эту самую вторую – Дорогу Победы – и решил разыскать житель Волховстроя Алексей Ивушкин. Вот что он рассказал о своем путешествии.
Эту самую вторую – Дорогу Победы – и решил разыскать житель Волховстроя Алексей Ивушкин. Вот что он рассказал о своем путешествии.

– Я задумал проехать на велосипеде по участку этой дороги – от станции Поляны до платформы Петрокрепость. Путь мой начался еще с железнодорожного вокзала Волховстрой-1, где установлен тот самый легендарный паровоз Эу-708-64, первым доставивший поезд после прорыва блокады в Ленинград 7 февраля 1943 года.
До Полян я добрался на электричке. Далее вместе с велосипедом мне пришлось пройтись вдоль железнодорожных путей метров 800 до того места, где, собственно, и был тот самый разъезд, от которого начинался искомый мною участок. Именно на этом месте стоит памятник, который до этого я неоднократно видел из окна электрички, проезжая между станциями Поляны и Назия. Памятник этот чем-то похож на тот, что стоит на станции Войбокало, установленный там в честь Дороги жизни.

Сегодня никакой железнодорожной ветки тех лет здесь не осталось. Но в лесу от нее до сих пор сохранилась просека протяженностью чуть более четырех километров. Именно по ней я и начал свой путь. Но этот отрезок пути из всего намеченного мной маршрута оказался самым сложным, так как просека эта, конечно, зарастает. Местами на ней оказывались огромные вязкие лужи, проехать по которым было просто невозможно. Кстати, на засохшей грязи я несколько раз замечал лосиные и даже медвежьи следы. Но больше всего мне мешали даже не тучи комаров и эти лужи, а множество поваленных деревьев, через которые оказалось довольно трудно пробираться с велосипедом в руках.

Наконец я выехал на асфальт, и следующей точкой моего маршрута было поселение Приладожский. Однако и путь до него оказался не таким уж простым. В одном месте мне даже пришлось перебираться вброд через ручей, вода в котором оказалась прохладной, а на дне лежали крупные и скользкие камни.
В самом Приладожском, в том месте, где проходила та самая железнодорожная ветка Поляны – Шлиссельбург, установлен интересный памятник. Это братская могила железнодорожников, погибших при артобстреле и бомбежке во время строительства Дороги Победы. На монументе надпись: «Ваш подвиг бессмертен в памяти нашей. Вы, жертвуя жизнью, дорогу открыли в город блокадный». А ниже, выполненный из металла, схематически обозначен участок железнодорожного пути Поляны – Междуречье – Липки – Шлиссельбург. При этом Мга стоит особняком, а сам поселок Приладожский кем-то пририсован позднее между станциями Липки и Междуречье.

Далее, проехав совсем немного, я вырулил к Мурманской трассе – приблизительно на 61-м километре, где почти возле самой дороги, огороженный неказистым забором из синего профлиста, находится памятник в виде стелы, перед которой символически уложен участок железнодорожного пути. (Место памятника выбрано неточно, так как, по моим данным, пересечение железной Дороги Победы с нынешним Мурманским шоссе находится на 3,5 километра западнее.)
На самой стеле имеются надписи. С одной стороны написано: «1943–1944. Здесь после прорыва блокады под огнем врага были построены переправа и ЖД линия, связавшая осажденный Ленинград со страной». А с другой: «Эту ЖД линию строили 9-я и 11-я ЖД бригады и спецформирования НКПС. Работали на ней железнодорожники Октябрьской магистрали с 7 февраля 1943 года по 13 мая 1944 года. В Ленинград было доставлено 4,5 миллиона тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов».

Следующий похожий памятник находится уже в самом Шлиссельбурге, неподалеку от берега Невы, в том месте, где начиналась переправа. Стела выглядит практически точно так же. Даже надписи на них совпадают. Однако отрезка железнодорожного пути возле этого памятника уже нет. Зато здесь схематически обозначена линия фронта и тот самый путь, который во время войны называли Коридором смерти, а позднее – Дорогой Победы.

Далее, полюбовавшись самим Шлиссельбургом, мне необходимо было попасть на противоположный берег Невы, где, собственно, и заканчивалась переправа. А для этого нужно было сделать довольно внушительный крюк, проехав по современному автомобильному мосту. Поэтому. когда я добрался до поселка имени Морозова, мой путь составлял уже более 65 км. Здесь, с прекрасным видом на крепость Орешек, на самом берегу возвышаются на близком друг от друга расстоянии сразу две стелы. Одна – практически точная копия предыдущих двух с теми же надписями. А вот вторая уже отличается – и по высоте, и по конструкции. Этот довольно высокий памятник, открытый еще в 1970 году, посвящен строителям переправы через Неву, о чем свидетельствует имеющийся на ней текст: «Монумент воздвигнут бывшим воинам 3-й понтонно-мостовой бригады РГК – в честь ратных подвигов однополчан». «Воинам-понтонерам, наводившим здесь мосты через Неву из осажденного Ленинграда на Большую землю в 1943 году».
Теперь же мне оставалось только добраться до станции Петрокрепость. Именно здесь, в Петрокрепости, построенная железнодорожная ветка соединялась с действующей, идущей до самого Финляндского вокзала.

Станция эта находится все в том же поселке имени Морозова. И тут в честь железнодорожников, трудившихся в годы войны на трудовом посту, установлена внушительных размеров стела с надписью: «Героям-железнодорожникам за доблестный труд и подвиг в суровые годы обороны Ленинграда».

Здесь же находится и музей «Дорога Победы», открытый в 1995 году, однако в тот момент он был закрыт.

На этом моя велопоездка не закончилась: мне еще предстояло добраться до железнодорожной станции 45-й километр, откуда я собирался доехать до Волхова на электричке. Путь мой пролегал через диораму «Прорыв блокады Ленинграда», «Невский пятачок» и многие, многие другие достопримечательности.

В этот день на своем видавшем виды велосипеде я намотал чуть более 100 километров! Но нисколько не пожалел об этом!

Татьяна Куценина

© All Rights Reserved.

Копирование материалов возможно только при указании автора и
гиперссылки на специальный проект журнала "РЖД-Партнер"
Made on
Tilda