/Память
об отце
Если Дорога жизни стала единственной ниточкой, связывающей Ленинград со страной, то Дорога Победы, построенная зимой 1943 года, оказалась стабильно действующим коридором снабжения города. Именно по этой трассе в блокадный Ленинград было доставлено 75 процентов продовольствия.
Хорошо известны цифры: мост через Неву длиной 1300 метров и 33-километровый участок Шлиссельбург – Поляны, который позволил запустить в эксплуатацию Дорогу Победы, был сооружен за 18 дней (а по некоторым данным – за 12). Почти два километра железнодорожного полотна в день – такой производительностью труда на укладке пути можно гордиться и сегодня.

Так кто же они – те люди, которые проявили такое неслыханное мужество и героизм? История сохранила десятки имен участвовавших в этом великом деле людей, тогда как были их сотни и даже тысячи.

Один из них – инженер путей сообщения Георгий Леонардович Тыдман, изыскатель и мостостроитель. В одной проектно-изыскательской группе Волховского фронта вместе с ним трудилась техник-изыскатель Ксения Дмитриевна Корвякова, впоследствии ставшая его женой. Еще одно имя – Виктор Иванович Грязнов, сослуживец Тыдмана.

Вот что Виктор Грязнов писал в своих воспоминаниях о работе Дороги жизни в конце 1942 года, когда рассматривался вопрос постройки свайно-ледовой эстакады через Ладогу: «Нелегко было перебираться через Ладожское озеро, хотя при мне всегда были пропуска и предписания с категорическим указанием содействия в проезде в любом виде транспорта. На пути по льду Ладожского озера часто встречались торчащие изо льда кузова затонувших грузовиков. Особенно неприятно было ехать по льду, залитому водой, когда не видно было трещин и полыней, в которые могла угодить машина. Поэтому водители оставляли дверцу машины открытой, чтобы успеть выскочить из нее при провале машины в полынью…»
18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, и все военно-инженерные соединения перебросили с Ладоги на строительство железной дороги в только что освобожденном от немцев коридоре – от разъезда Поляны до Шлиссельбурга.
«Мы появились на территории прорыва, когда земля еще не остыла от боя и не были собраны с нее трупы, – писал Виктор Грязнов. – Поэтому в лесу на границе с болотом были вырыты длинные траншеи, в которых и захоранивали погибших. <…>

Для укладки пути на Дороге Победы шпалы и рельсы подвозились от недостроенной ладожской эстакады, причем рельсы доставлялись машинами волоком. Интенсивный обстрел немцами дороги начался после открытия по ней движения поездов. Однажды, находясь у строящегося моста через Неву, я увидел невдалеке огромный взрыв. Это снаряд попал в вагон поезда с взрывчаткой. Воронка от взрыва имела метров двести в диаметре и была очень глубокой. <…>

Дорога Победы пересекала Неву у Шлиссельбурга. Сразу после прорыва здесь был построен свайно-ледовый железнодорожный низководный мост. Так как весеннему ледоходу он не мог противостоять, было начато строительство высоководного временного деревянного моста с металлическими пролетными строениями. <…>

Немцы вели непрерывную воздушную разведку над строящейся дорогой и часто производили обстрел возводимого моста. Мы с инженером Тыдманом стали свидетелями страшного разрыва снаряда, который попал в самую гущу женщин, работавших на засыпке камня под опоры моста. <…>

Не прошло и пяти дней после открытия движения по построенному высоководному мосту, как прямым попаданием немецкого снаряда в опору моста были обрушены пролетные строения. Выручил еще не разобранный низководный мост – на него и перевели движение, пока восстанавливали разрушенный. <…>

Дорога начала эксплуатироваться, а инженеры-строители занялись теперь латанием повреждений, возникающих в ходе движения поездов, и восстановлением разрушений, причиненных артобстрелами. Только в период с марта по июнь 1943 года мосты через Неву разрушались 18 раз».
Таковы были будни строителей Дороги Победы.

Виктору Ивановичу Грязнову суждено было прожить долгую жизнь. После войны он более 45 лет преподавал и занимался научной работой в ЛИИЖТе (ныне ПГУПС). А Георгий Леонардович Тыдман скончался через несколько лет после войны в возрасте 41 года. За прокладку Дороги Победы и строительство мостов в 1943 году он был награжден орденом Красной Звезды, знаком «Почетный железнодорожник», медалью «За оборону Ленинграда». Войну Тыдман окончил в звании майора железнодорожных войск. Позднее Георгий Леонардович вернулся в институт «Лентранспроект», где работал до войны. Некоторое время совмещал работу с преподаванием в ЛИИЖТе на кафедре «Мосты и тоннели».

Владимир Георгиевич, сын Георгия Леонардовича и Ксении Дмитриевны, родился в 1944-м, в год полного освобождения Ленинграда. Тема блокады стала лейтмотивом всей его жизни. Он может ответить на любой вопрос, касающийся Дороги жизни или Дороги Победы.

– Меня всегда поражал такой факт: прорвали блокаду 18 января, а 19-го изыскатели уже были на льду Невы, – говорит Владимир Георгиевич. – Какие это были люди!

К сожалению, своего отца я почти не помню: он скончался, когда мне было шесть лет. На его здоровье отразились довоенный арест и военные лишения. Память о нем мы сохраняли вместе с мамой.
Осталось не так много документов: записки, рисунки, сделанные им в полевых условиях. Не смогли мы сохранить лишь его коллекцию иллюстраций и чертежей известных мостов мира. Он, мостовик по специальности, собирал ее с довоенных времен. Мама сожгла ее в начале 1953 года. Тогда в разгаре было «дело врачей». Царило страшное напряжение.

Врачом у нас была сестра отца, Софья Леонардовна Тыдман, но она жила в Сталинграде. Воевала, вместе со своим госпиталем дошла до Балатона (Венгрия). Главный хирург эвакогоспиталя, она сделала 25 тысяч операций только в военное время. В послевоенные годы – профессор, доктор медицинских наук, кавалер ордена Ленина. Но мама знала, что в некоторых случаях никакие заслуги в расчет не принимались. Мы переживали из-за своей фамилии, которая, конечно, звучит не по-русски. Мой дед и его дети были уроженцами города Вильно. С юности мой отец жил в Ленинграде, учился и работал здесь. И вот когда на газетах, которые мы получали по почте, вместо фамилии Тыдман стали писать Жидман, мама приняла это как сигнал к действию. К счастью, вскоре это страшное время миновало.
А вот с Виктором Ивановичем Грязновым молодому Владимиру Тыдману пришлось общаться немало. Бесспорно, именно дружба с ним и, безусловно, пример отца повлияли на выбор института. Конечно, им стал ЛИИЖТ, который Владимир Тыдман окончил с отличием. Он выбрал направление автоматики, телемеханики и связи. Но жизнь распорядилась так, что еще на третьем курсе вечернего факультета института его пригласили на инженерную должность в военно-воздушную академию им. А. Ф. Можайского. Он посвятил этому учебному заведению более десяти лет.

И все же Владимир Георгиевич с теплотой вспоминает обучение в ЛИИЖТе, добрым словом отзывается о ректоре Евгении Яковлевиче Красковском, своих товарищах по кафедре радиотехники, где некоторое время работал лаборантом.

Именно сюда, в библиотеку ЛИИЖТа, он передал в свое время книгу отца, отпечатанную примитивным способом, под названием «Расчеты свайных оснований». Он уверен, что рано или поздно найдется человек, которого заинтересует вопрос о том, как же рассчитывались и ставились опоры во время строительства моста через Неву в условиях холодной зимы 1943 года.

В 2005 году он инициировал издание книги «Дорога Победы», которую выпустил в свет музей Октябрьской железной дороги. Для нее Владимир Георгиевич предоставил материалы своего отца и записки Виктора Ивановича Грязнова. По своему формату эта книга напоминает небольшой школьный альбом для рисования.
Именно такой альбом его отец, Георгий Тыдман, всегда носил с собой во время работы на Дороге жизни и Дороге Победы, он делал в нем свои наброски. Сегодня альбом хранится в семье Владимира Георгиевича Тыдмана. С его разрешения мы предлагаем нашим читателям посмотреть рисунки Георгия Леонардовича Тыдмана. И хоть на минуточку представить себе, как далась военным строителям и железнодорожникам эта колоссальная по своему масштабу эпопея, которая дала возможность не только спасти Ленинград, но и снять блокаду ударом изнутри, а это единственный пример в истории войн!

Татьяна Куценина

© All Rights Reserved.

Копирование материалов возможно только при указании автора и
гиперссылки на специальный проект журнала "РЖД-Партнер"
Made on
Tilda