/«Синий платочек»
с берегов Волхова
В один из апрельских дней 1942 года на ледовую Дорогу жизни выехал фургон с артистами. Джаз-ансамбль Владимира Коралли и Клавдии Шульженко направлялся на Волховский фронт с концертами. Никто не мог дать гарантии, что артисты не попадут в какую-нибудь передрягу, слишком велика была опасность передвижения по Ладоге. И уж конечно никто и представить себе не мог, какое «богатство» они привезут в Ленинград с Волховского фронта…
Ехали сюда артисты не случайно. Как раз весной 1942-го нескольким военным частям Волховского фронта, отстоявшим Волховстрой, а значит, и Ленинград, было присвоено звание гвардейских. И выступления планировалось устроить именно в этих частях и в самом Волхове. Однажды на концерте в эвакогоспитале, расположенном в железнодорожной школе, слушатели попросили Клавдию Ивановну спеть довоенный «Синий платочек», популярный тогда шлягер польского композитора Ежи Петерсбурского. Шульженко поделилась с бойцами своими мыслями, мол, музыка-то хорошая, но слова явно не те. Она говорила, что сейчас нужны песни не просто модные, но лирические, душевные, призывные, мобилизующие, которые поднимали бы дух и настроение бойцов.

Здесь же, на концерте, присутствовал литсотрудник дивизионной газеты «В решающий бой» 54-й армии Михаил Максимов. Он должен был написать в свою газету отчет об этом событии. И вот ему в душу, видимо, запали слова Клавдии Ивановны. Михаил ушел, ничего никому не сказал, но спать не ложился. А рано утром попросил своего коллегу – военного корреспондента Александра Бартэна – быть первым слушателем нового текста. Для этого варианта Максимов использовал несколько находок поэта Якова Галицкого, известного довоенного автора слов к этой песне, а также свои вновь созданные образы. Так родились хорошо знакомые всем нам сегодня слова, заканчивающиеся трогающими душу строками – «…строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».

По свидетельству того же Бартэна, ночной разговор друзей происходил с 8 на 9 апреля, а 12-го Шульженко впервые исполнила песню с новым текстом – «в здании железнодорожного депо станции Волховстрой».
Клавдия Ивановна позднее писала, что слова эти ей сразу понравились. В них было много жизненной правды. Ведь у каждого из защитников была одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за страдание и разлуку с которой он будет мстить врагу.

Через неделю о песне знал весь Волховский фронт. Через два месяца – вся передовая и весь тыл. С тех пор песня навсегда осталась в репертуаре Клавдии Шульженко, и без «Синего платочка» на сцене ее уже невозможно было представить. Песня прошла по дорогам войны и сохранилась до наших дней в том виде, в каком ее написал тогда лейтенант Максимов.

Песня-то дошла, а вот подробности о волховских концертах как-то ушли в тень. Что касается железнодорожного депо, где песня впервые прозвучала с новым текстом, то известно только, что это было паровозное депо. Но в каком из его зданий был устроен концерт, местным краеведам так и не удалось установить. Скорее всего, полагают они, это одно из двух зданий, которые стояли недалеко от привокзальной площади со стороны города. Сейчас все производственные площади локомотивного депо находятся за железнодорожными путями. А из тех двух довоенных домов сохранился только один, да и то в перестроенном виде. Считай, ничего не сохранилось…
В 1985 году волховский журналист Галина Стерликова случайно увидела по телевизору передачу, в которой рассказывалось о том, что военный вариант «платочка» связан с городом Волховом.

– Тогда я услышала об этом впервые, – вспоминает Галина Петровна. – Передачу вел Юрий Бирюков. Это известный музыковед и композитор, который сам является автором музыки ко многим военным песням. Более 20 лет Юрий Евгеньевич вел на телевидении легендарную передачу «Песня далекая и близкая». Его перу принадлежит несколько десятков книг. Я обратилась к нему с просьбой рассказать о волховском этапе создания песни. Он откликнулся, и через некоторое время в четырех номерах газеты «Волховские огни», где я работала, был опубликован его материал «Песня сражалась с врагом».

Со временем появились новые сведения, связанные с историей «Синего платочка». Стерликовой довелось встретиться и поговорить со своим земляком, Героем Советского Союза, летчиком Василием Федоровичем Голубевым. Позднее она познакомилась с книгой его воспоминаний «Во имя Ленинграда», в которой прочла такие строки: «Шульженко со своим музыкальным ансамблем выступала в нашей части в помещении гарнизонной столовой – лучшем нашем здании. Честно говоря, я плохой оратор, но тут сам не знаю, откуда взялись слова: «Ваш «Синий платочек», Клавдия Ивановна, мы будем ощущать у себя на груди, и он будет защищать нас от пуль и снарядов. Первый «юнкерс» или «мерс» мы собьем в честь вашего прекрасного коллектива». Клавдия Ивановна пообещала после первой же нашей победы повторить концерт. На другой день, когда летчики отличились, знакомый фургон снова двинулся по разбитой дороге к нам в полк. Прифронтовые дороги часто подвергались нападениям фашистских стервятников. Так случилось и в этот раз… Колонну машин, в составе которой медленно двигался фургон с артистами, обстреляли из пушек и пулеметов четыре «мессера». Артисты не пострадали, но ремонт фургона потребовал более суток. Артисты притащились к нам холодные и голодные. Пообедали, отдохнули немного, и опять зазвучал «Синий платочек» Клавдии Ивановны. В этот вечер пели много и долго – все никак не могли расстаться. На прощание вместе сфотографировались…»
У всех, кто интересовался историей создания песни, неизменно возникал вопрос о личности лейтенанта Максимова. И вот что оказалось. Михаил Максимов еще до войны окончил институт инженеров общественного питания, преподавал экономполитику. В июне 1941-го добровольцем ушел на войну. Был направлен в 1-ю горнострелковую бригаду помощником командира артиллерийско-пулеметного батальона. Через некоторое время его отозвали в распоряжение редакции дивизионной газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой».

После войны он вернулся в профессию. Преподавал в Ленинградском институте советской торговли. Какое-то время работал директором ресторана «Метрополь». Он был человеком широко образованным, остроумным, веселым, тонким. Любил музыку, хорошо пел.

Интересно, что с «Метрополем» связана история его знакомства со знаменитым артистом Василием Меркурьевым. Дружба связывала этих неординарных людей до конца жизни актера, который скончался в 1978 году. Сведения об этом Галина Стерликова нашла в книге сына актера – Петра Меркурьева.

Кроме того, судьба преподнесла журналисту еще один подарок. Галина Петровна знала о том, что в Болгарии живет дочь Максимова Елена Петрова.
– Думаю, нетрудно представить, какой была радость, когда через социальные сети Елена Михайловна нашла меня. Это было в канун 2020 года.
Вот так, благодаря кропотливому журналистскому поиску, история волховских военных концертов наполнилась неизвестными ранее фактами. А сама песня «Синий платочек», впоследствии ставшая символом победы в Великой Отечественной войне, – это и есть то самое «богатство», которое артисты джаз-ансамбля привезли в 1942 году в блокадный Ленинград из города Волхова!

Татьяна Куценина

© All Rights Reserved.

Копирование материалов возможно только при указании автора и
гиперссылки на специальный проект журнала "РЖД-Партнер"
Made on
Tilda