Ехали сюда артисты не случайно. Как раз весной 1942-го нескольким военным частям Волховского фронта, отстоявшим Волховстрой, а значит, и Ленинград, было присвоено звание гвардейских. И выступления планировалось устроить именно в этих частях и в самом Волхове. Однажды на концерте в эвакогоспитале, расположенном в железнодорожной школе, слушатели попросили Клавдию Ивановну спеть довоенный «Синий платочек», популярный тогда шлягер польского композитора Ежи Петерсбурского. Шульженко поделилась с бойцами своими мыслями, мол, музыка-то хорошая, но слова явно не те. Она говорила, что сейчас нужны песни не просто модные, но лирические, душевные, призывные, мобилизующие, которые поднимали бы дух и настроение бойцов.
Здесь же, на концерте, присутствовал литсотрудник дивизионной газеты «В решающий бой» 54-й армии Михаил Максимов. Он должен был написать в свою газету отчет об этом событии. И вот ему в душу, видимо, запали слова Клавдии Ивановны. Михаил ушел, ничего никому не сказал, но спать не ложился. А рано утром попросил своего коллегу – военного корреспондента Александра Бартэна – быть первым слушателем нового текста. Для этого варианта Максимов использовал несколько находок поэта Якова Галицкого, известного довоенного автора слов к этой песне, а также свои вновь созданные образы. Так родились хорошо знакомые всем нам сегодня слова, заканчивающиеся трогающими душу строками – «…строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».
По свидетельству того же Бартэна, ночной разговор друзей происходил с 8 на 9 апреля, а 12-го Шульженко впервые исполнила песню с новым текстом – «в здании железнодорожного депо станции Волховстрой».