/Говорит
Волховстрой
В Ленинградской области есть небольшой город Волхов. Настолько «небольшой», что недавно один волховский ветеран, приехав на экскурсию в новый музей под названием «Прорыв», не обнаружил названия родного города на диораме, посвященной встрече Ленинградского и Волховского фронтов при прорыве блокады в январе 1943 года. Старый железнодорожник, конечно, обратился к организаторам с вопросом. Он-то прекрасно осведомлен о важнейшей роли Волхова в годы Великой Отечественной войны. Но до сих пор так и не знает, исправлена ли ошибка на карте…
Хронологию развития событий в военном Волхове нам помогает восстановить старший научный сотрудник музея истории города Наталья Власова:

– Волхов в первые месяцы войны жил очень напряженно, пропуская огромное количество поездов, шедших на север и восток страны. Но в августе 1941 года немцы заняли станции Чудово и Кириши – и движение поездов из Волховстроя на этих направлениях прекратилось. В октябре прервалось сообщение с Петрозаводском. Оставалась единственная дорога, которая обеспечивала связь города со страной, она лежала через Тихвин и Вологду. Именно через эту горловину шло снабжение войск, держащих оборону на подступах к Ленинграду.

8 сентября, когда вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо, было принято решение вагоны из Волховстроя направлять на станцию Гостинополье. А оттуда по реке Волхов их переправляли через Ладогу в Осиновец, расположенный на западном берегу озера. За два месяца осенней навигации таким порядком было принято и отправлено 16 тысяч вагонов с продовольствием для ленинградцев.
16 октября немцы начали наступать в направлении Тихвина. Подвоз груза с востока страны прекратился. А через десять дней фашисты двинулись на Волхов. Положение казалось безвыходным. Началась эвакуация паровозного парка и персонала.

Последний поезд с эвакуированными в сторону Тихвина отправили 7 ноября 1941 года. А уже на следующий день Тихвин заняли фашисты. Кроме того, немцы захвалили Гостинополье и подошли к Волхову. Закрытие последнего транспортного коридора грозило Ленинграду голодной смертью. Неимоверными усилиями наших войск Волхов выстоял. Ни один фашистский сапог не топтал тротуары этого маленького города!

А 9 декабря Тихвин и железнодорожные станции этого участка удалось освободить – это было одной из первых и очень важных побед. Но железнодорожные пути и мосты на этом направлении представляли собой сплошные развалины. Предстояли тяжелые восстановительные работы…
С первых дней января 1942-го в Волхов стали возвращаться эвакуированные железнодорожники. В это время к Тихвину с востока уже подошло около 200 вагонов с продуктами для ленинградцев.

15 января в Волхов приехал председатель Леноблисполкома. Обратившись к волховстроевским железнодорожникам, он сказал: «У нас одна надежда на вас. Именно от вас зависит, станет ли Ленинград городом мертвецов, или выживет». И работа закипела. На расчистку путей от снега вышло практически все население города. А уже 10 февраля поезда с продовольствием пошли из Волховстроя по вновь построенной ветке через станцию Войбокало прямо к берегу Ладоги. Благодаря этому появилась возможность увеличить нормы выдачи хлеба в Ленинграде.

23 марта прямым попаданием авиабомбы было полностью разрушено бомбоубежище на территории Волховстроевского вагонного участка. Погибло более 300 человек.
15 мая во время налета вражеской авиации было стерто с лица земли здание вокзала на станции Волховстрой-1.
Все фашистские бомбы 1942 года предназначались для железнодорожного узла и Волховской ГЭС. Но железнодорожники не покидали своих постов. Они неделями не уходили домой, восстанавливая пути и заделывая воронки от взрывов. А энергетики, несмотря ни на что, поддерживали, пусть и в ограниченном режиме, жизнедеятельность электростанции, которая продолжала давать ток блокадному Ленинграду.

В 1942 году Волховстроевскому паровозному депо – первому в стране – было вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. 54 железнодорожника наградили орденами и медалями.
18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Меньше чем через месяц в строй вступила новая дорога – через станции Шлиссельбург и Поляны, которая соединила Ленинград с Волховстроем, а значит, и со всей страной. Именно из Волховстроя в Ленинград 7 февраля 1943-го прибыл первый прямой поезд с продовольствием с Большой земли…

Но до Победы было еще очень далеко. Случались дни, когда на маленький город и железнодорожный узел совершались массированные налеты ста и более вражеских самолетов. И так по два-три раза за сутки. Это несло огромные разрушения и потери. Но город жил. А поезда на Ленинград все шли и шли…
Голос маленького, но непокоренного города был слышен в Ленинграде. И это давало надежду!

Татьяна Куценина
В 1943 году более 600 работников Волховстроевского отделения Кировской (ныне – Октябрьская) железной дороги были удостоены медали «За оборону Ленинграда»
/Воспоминания
Евгения Ивановна Кириллова,
житель города Волхова
Когда началась война, родителей моих уже не было в живых. Ни маму, ни папу я не помнила. Меня взяла к себе старшая сестра, которая незадолго перед этим вышла замуж за железнодорожника Николая Трифанова. Жили они в деревянном доме вместе с родителями Николая, его деверьями и золовками. Я пришла к ним двенадцатой по счету. Перед войной я успела окончить всего два класса. Очень переживала, что толку с меня мало. И все время думала о том, чтобы получить профессию, иметь какое-то дело в руках.

От людей я услышала, что в Волхове открывается железнодорожное училище. Пошла туда, но мне, конечно, отказали. Не хватило ни возраста, ни оконченных классов. Заплакала я прямо в коридоре, стою, а сама никак не могу успокоиться. Подходит ко мне мужчина и говорит: «Не плачь, девочка, приходи к нам на следующий год». А я сквозь слезы отвечаю, что мне надо именно сейчас, потому что я должна сама себя кормить, потому что нету у меня ни мамы, ни папы. Он посмотрел на меня внимательно и сказал комиссии: «Зачислить эту девочку». Всю жизнь буду помнить этого замечательного человека – директора училища Георгия Ивановича Иванова.
И начала я постигать азы профессии слесаря-автоматчика по ремонту тормозов, которой в дальнейшем посвятила всю свою жизнь. А самое главное – стала получать по 700 граммов хлеба и горячее питание. Теперь я могла что-то принести в семью.

Летом 1943 года город особенно часто бомбили. Однажды во время сильного налета бомба попала прямо в бомбоубежище вагонного депо. Очень много народу тогда погибло. Муж сестры Николай, который тоже там работал, просто чудом уцелел.

Но недолго он оставался в живых. Он попал под бомбежку, когда осматривал прибывший грузовой поезд. А Мария, моя сестра и его жена, в это время была беременна. Когда пришли к ней сообщить о несчастье и принесли остатки его одежды, в которых был еще теплый осколок, она потеряла сознание. Начались преждевременные роды. Появившаяся на свет девочка не прожила и трех дней… Вот такая тогда была жизнь. Страшно вспоминать!

© All Rights Reserved.

Копирование материалов возможно только при указании автора и
гиперссылки на специальный проект журнала "РЖД-Партнер"
Made on
Tilda