CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ"
Грозные «Молодцы»
13 ноября 2006 года на технической базе под Брянском был утилизирован последний боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) – недавняя гроза вероятного противника и гордость советского ВПК. Уничтожение его, как и предшествующих 11 комплексов, проходило под наблюдением контрольной инспекции США в соответствии с договором СНВ-1. А начиналась история БЖРК за полвека до этого.


Автор текста: Константин Ришес
В начале 1960-х гг., в разгар холодной войны, в Советском Союзе возникла идея о постановке на рельсы боевых ракет для придания им мобильности и скрытности. В 1966–1968 гг. был разработан эскизный проект БЖРК. Но лишь в 1977-м работы продолжились в форсированном темпе. Головным разработчиком стало КБ «Южное», Днепропетровск (главный конструктор – Владимир Федорович Уткин).

Пусковой модуль для будущей ракеты разрабатывался в Ленинграде, где работы возглавил родной брат В. Ф. Уткина, Алексей Федорович.

В США тоже начали концептуальную проработку проекта размещения новой ракеты «Пискипер» на железнодорожной платформе. Но американцы сильно отстали: когда в СССР уже вовсю шло рабочее проектирование, в США только задумались над подобным проектом и вначале даже отказались от него. Посчитали, что, учитывая относительно небольшую протяженность и разветвленность американских железных дорог, к тому же, как правило, принадлежащих частным компаниям, вряд ли удастся обеспечить требуемую скрытность ракетных поездов.

Однако позже проведенное математическое моделирование подтвердило целесообразность создания своего БЖРК, и США довели разработку до опытного образца. Но СССР к тому времени был уже далеко впереди: осенью 1987 года был принят первый советский БЖРК, а уже в 1991-м на боевое патрулирование выходило 12 ракетных поездов, нареченных у себя на родине «Молодцами».
Каждый из «Молодцов» представлял собой полк в составе ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Объединенные по четыре, «Молодцы» составили три дивизии, дислоцированные на базах в разных концах России. Естественно, места расположения этих баз были известны вероятному противнику, но застать БЖРК «дома» было чрезвычайно трудно: они почти непрерывно находились в движении по непредсказуемым для противника маршрутам. Каждый цикл боевого патрулирования БЖРК продолжался не менее месяца. За сутки БЖРК проходил до 1 тыс. км, никогда не останавливаясь на крупных станциях, а пролетая их, как фантом, в предрассветные часы. Весь заступивший на боевое дежурство личный состав полка постоянно находился внутри БЖРК. Во время коротких остановок выходить из поезда имели право только командир полка, караул и обходчики вагонов.
Создание БЖРК было сопряжено с решением множества сложных и новых для ракетостроителей проблем. Вот только некоторые из них:

– надо было вписаться в рамки допустимых нагрузок на ось;

– чтобы метко стрелять по удаленной на тысячи километров цели, координаты которой точно известны, необходимо так же точно знать собственные географические координаты в момент старта;

– старт ракеты из вагона надо выполнить так, чтобы ни сам вагон, ни пути под ним не пострадали от воздействия мощной струи раскаленных газов.

В ходе разработки эти и множество других проблем были решены. С учетом заданной межконтинентальной дальности стрельбы ракета получилась увесистой – стартовый вес превысил 100 т. Если добавить вес пускового контейнера с механизмами и самого вагона, то набегает около 200 т. Поэтому для выполнения требований железнодорожников несущий ракету вагон, в отличие от обычных четырехосных, имел восемь колесных пар. Это стало его единственным внешним отличием, заметить которое спутник-шпион не в состоянии: под вагон ему не заглянуть.
Помимо солидного веса, на железнодорожный путь действует еще сильнейшая динамическая нагрузка при старте ракеты. Чтобы путь ее выдержал, было найдено остроумное решение: специальным механизмом объединить три смежных восьмиосных вагона в единый пусковой модуль. В среднем из этих трех вагонов едет пусковой контейнер с ракетой. В двух соседних размещаются пункт управления пусковым модулем и агрегаты обеспечения.

Задачу точного определения собственных координат в точке старта и расчета направления на цель решает гироскопический комплекс. Для контроля и уточнения его показаний вдоль всех путей, по которым пролегали маршруты БЖРК, были размещены неприметные радиомаячки, непрерывно транслирующие свои точные координаты. Сигналы маячков на ходу принимались антеннами поезда и при необходимости учитывались как поправка к показаниям гироприборов.
Для защиты от газовой струи стартующей ракеты был использован так называемый минометный старт, суть которого в том, что ракета выбрасывается из пускового контейнера без включения своего двигателя, а за счет давления, создаваемого размещенным под ней на дне контейнера пороховым зарядом. Только на высоте нескольких десятков метров запускается маршевый двигатель ракеты, а чуть раньше – ее стартовый ускоритель, расположенный на ракете асимметрично. Благодаря этой асимметрии происходит некоторое отклонение ракеты от вертикали, и мощная струя ее маршевого двигателя отводится в сторону, не затрагивая пусковой модуль и железнодорожные пути.

Что же в итоге представлял собой каждый из дюжины БЖРК? Это был 16-вагонный состав, состоящий из трех пусковых модулей, оформленных в виде стандартных рефрижераторных вагонов, нескольких пассажирских вагонов личного состава и цистерны с запасом горюче-смазочных материалов. Тянули этот тяжеленный состав со скоростью до 100 км/ч три тепловоза. Головной локомотив управлялся бригадой из трех офицеров железнодорожных войск, досконально изучивших заданный маршрут. Двумя другими локомотивами управляли содаты срочной службы, едущие за ведущим тепловозом вслепую.

Грузом, ради которого БЖРК колесил по стране, были три трехступенчатые твердотопливные ракеты, несущие по 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, каждая мощностью по 430 килотонн (в 33 раза сильнее бомбы, разрушившей Хиросиму). При получении команды на запуск ракеты поезд останавливается в любой точке маршрута, контейнер с ракетой в течение 17 секунд переводится в вертикальное положение. Затем – старт, и поезд на полной скорости мчится дальше.
Естественно, такое серьезное оружие не могло не беспокоить тех, для кого оно было предназначено. Поэтому на советское руководство постоянно оказывалось давление с целью снять БЖРК с патрулирования, а затем и уничтожить их. В 1991 году Михаил Горбачев уже на излете своего правления подписал соглашение с США о том, что впредь БЖРК не станут выходить на боевое патрулирование, но сохранятся в местах своей постоянной дислокации. При этом БЖРК утрачивали свое основное достоинство – мобильность и скрытность. Позже все «Молодцы» были утилизированы. США при этом обязались прекратить свои работы по аналогичному комплексу.
И последний штрих в этой истории: по советской традиции после принятия на вооружение нового комплекса оружия, тем более такого масштаба, как БЖРК, многие участники его создания представляются к правительственным наградам разных рангов. И на этот раз большая группа участников создания БЖРК была выдвинута на награждение – от медалей до звезд Героев. Но в связи с изменением отношения к этому комплексу со стороны руководства страны и последовавшим развалом СССР ни один человек не получил заслуженной награды. Люди, отдавшие созданию БЖРК много сил, работавшие, не считаясь со временем, порой без выходных и отпусков, были обделены вниманием. И тогда было решено отметить заслуги активных участников создания БЖРК особой неправительственной наградой – выпущенной небольшим тиражом медалью «Участнику создания БЖРК». На ее лицевой стороне изображен пусковой модуль ракетного поезда с поднятой ракетой, а на обороте отчеканены профили двух академиков – братьев Уткиных, «крестных отцов» БЖРК.

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Елена Ушкова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda