Дорога к Тихому океану
– Хасян Шарифжанович, в этом году российским железным дорогам исполнилось 180 лет. С высоты своего опыта расскажите, пожалуйста, какие события Вы могли бы выделить как наиболее значимые.
– 180 лет назад, с открытием нового вида транспорта, в России произошел технический и технологический прорыв. Города и регионы стали ближе друг к другу. Экономика получила мощный импульс для развития. Таких событий, безусловно, много, а из тех, где я сам был непосредственным участником, в первую очередь выделил бы строительство Байкало-Амурской магистрали. Стройка пришлась на мои студенческие годы. В первый раз я попал на БАМ мастером, затем командиром в составе стройотряда. Надо сказать, желающих принять участие в строительстве было очень много, хотя и был серьезный отбор. На мой взгляд, в те времена страна просто жила этим проектом. А выделяю я его потому, что, по сути, Транссиб и БАМ стали нашими железнодорожными подходами к Тихому океану, дав тем самым возможность наращивать перевозки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Транссиб встал на две ноги!
Еще одно знаковое событие – переход от паровой тяги к тепловозной, а затем к электрической. Будучи студентом Пензенского техникума железнодорожного транспорта и проходя практику, я очень хорошо помню, как на ст. Пенза-3 работали паровозы, выполняющие маневровую работу. А когда я уже работал маневровым диспетчером ст. Горький-Сортировочный после окончания Московского института инженеров путей сообщения, маневры в подгорочном парке станции выполняли тепловозы, а в парке прибытия поезда на горку для роспуска надвигали электровозы ВЛ60. Ст. Горький-Сортировочный формировала длинносоставные и тяжеловесные поезда, которые отправлялись самыми мощными в мире электровозами ВЛ80 и ВЛ85.
Техническая модернизация железных дорог происходила стремительно. И вот уже паровозы – музейные экспонаты! В начале 1990-х гг., когда я работал начальником ст. Горький-Сортировочный, на узле организовали первый музей паровозов под открытым небом.