1878 году Одесская дорога, принадлежавшая до этого Русскому обществу пароходства, торговли и Одесской железной дороги, перешла в собственность акционерного Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входили еще четыре дороги – Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская), и Витте переехал в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог. В это же время Витте становится одним из участников знаменитой Барановской комиссии, созданной указом Александра II для исследования железнодорожного дела в России, и разрабатывает проект устава русских железных дорог.
К моменту, когда Витте принялся за работу над железнодорожным уставом, у него уже сложились ясные представления о том, как отечественные железные дороги должны управляться. Он планировал создать автономный от Министерства путей сообщения совет по железнодорожным делам (высший железнодорожный совет) по образцу аналогичных учреждений государств Западной Европы – Франции, Пруссии, Австрии, Саксонии. В него должны были войти представители как государственных ведомств, так и деловых кругов страны.
Слух о том, что Витте замышляет что-то невиданно радикальное, мгновенно разнесся по чиновному Петербургу и достиг ушей министра внутренних дел и начальника верховной канцелярии графа М. Т. Лорис-Меликова. Между ним и Витте состоялся примерно следующий диалог.
– А скажи, пожалуйста, мне по совести, нужен этот совет или нет? Вот министр путей сообщения Посьет рвет и мечет против этого совета, а почтенный Баранов настаивает на необходимости этого совета; вот ты мне по совести и скажи: нужен этот совет, как ты думаешь?
– Видите, граф, с одной стороны, в сущности, если министр путей сообщения порядочный человек, если он знает свое дело, то, конечно, совета не нужно, потому что это есть известный тормоз для деятельности министра, а с другой стороны – я вот с тех пор, как существуют у нас железные дороги, не видел и не помню ни одного министра путей сообщения, который бы знал свое дело и который действительно был бы более или менее авторитетен. Вот при таких условиях, конечно, лучше управляться коллегией, то есть советом по железнодорожным делам, нежели министром путей сообщения.
Впрочем, аргументация Витте не убедила графа Лорис-Меликова.