Не доводить до абсурда
– Как Вы относитесь к аутсорсингу услуг в сфере железнодорожного транспорта? По прошествии времени могли бы Вы оценить, в каких сегментах применение аутсорсинга оказалось наиболее успешным и где он еще может использоваться?
– Думаю, что практически везде, где не стоит вопрос единой системы управления движением и безопасности на железнодорожном транспорте, аутсорсинг вполне уместен. Но иногда, к сожалению, внедрение этого инструмента не было таким простым. Например, мы начали применять его в сфере обслуживания пассажиров, в частности, на эту схему были переведены проводники. Однако то ли несовершенство нормативной базы, то ли несознательность бизнесменов привели к тому, что качество обслуживания оставляло желать лучшего и пришлось на некоторых направлениях от аутсорсинга отказаться. При этом обслуживание съемного инвентаря уже давно было отдано на аутсорсинг, и сейчас, насколько я знаю, успешно работает.
Также можно говорить об аутсорсинге в строительной сфере. «Желдорстрой» не мог физически обеспечить необходимых мощностей для развития инфраструктуры, поэтому работало большое количество компаний, предоставляющих услуги по строительству. Также мы думали о том, чтобы перейти на аутсорсинг финансового управления, и некоторые наши дочерние компании даже применяли такую схему. Но, опять же, приходилось ломать представление генеральных директоров о том, что если бухгалтер не их, то он обязательно чего-то не знает. Таких примеров было довольно много.
– С учетом имеющегося у Вас опыта и с опорой на историю могли бы Вы сказать, насколько важна и нужна конкуренция на железнодорожном транспорте?
– Это очень глубокий вопрос. В свете того направления, которым я сейчас занимаюсь, в том числе на кафедре государственной политики МГУ, могу сказать, что мы зачастую склонны абсолютизировать некоторые вещи. Это относится и к приватизации и конкуренции. Конкуренция начинает внедряться во все сферы человеческой жизни, и мы забываем о том, что, помимо нее, есть еще и сотрудничество. Бытует мнение, что чем больше конкуренции, тем лучше. Но представьте себе ситуацию, когда, к примеру, пациент приходит в больницу – и два врача начинают за него конкурировать. Абсурд же? Этот пример можно распространить и на естественные монополии. Ведь они названы естественными не зря.