Реформировать отрасль без спешки
– Поднимался ли в то время вопрос о реформировании железнодорожного транспорта?
– На первой же ассамблее, которая проходила в марте
1992 года в Санкт-Петербурге, прозвучало предложение о приватизации Октябрьской железной дороги. Но его отвергли большинством голосов. Позже новый министр путей сообщения РФ Николай Аксененко отправил делегацию железнодорожников во главе со мной изучать опыт реформ в Англии. Там железные дороги давно приватизировали, но после этого они стали работать хуже – и встал вопрос о возвращении их в государственную собственность. Министр, когда мы ему об этом доложили, поручил написать докладную записку вице-премьеру российского правительства
Борису Немцову. Это было сделано, но ответа мы так и не получили.
А в январе 2001-го Н. Е. Аксененко представил концепцию реформирования железнодорожного транспорта на совещании губернаторов «Сибирского соглашения». Я как президент Ассоциации собственников подвижного состава выступил против предложенной модели реформы. Очень уж она напоминала ту, которая была разработана раньше по рецептам МВФ и ЕБРР. К тому же проект концепции не прошел серьезной экспертизы и не был подкреплен экономическими расчетами. Высказал также опасение, что новое РАО сможет использовать залоговый механизм: закладывать госимущество, в том числе и объекты инфраструктуры, для получения внешних инвестиций. Чем это заканчивается – уже известно. Меня поддержали почти все губернаторы, но только не министр путей сообщения.
Вообще ни одна страна мира не решала задачи такой сложности, как реформа российских железных дорог, и не делала этого с такой поспешностью. Всюду этому предшествовала серьезная подготовка. К тому же чужой опыт нельзя накладывать на громадную страну с девятью часовыми поясами и суровым климатом. Кто на Западе может себе представить, что у нас есть районы, где лечить и учить людей некому, кроме железнодорожников? В России железные дороги всегда были чем-то большим, чем просто пути сообщения. Программа реформы была принята, к сожалению, без анализа последствий. Возобладала точка зрения Минэкономразвития и либерально настроенных депутатов Госдумы РФ. И свою роль, в какой-то степени негативную, сыграла позиция заместителя министра путей сообщения А. Г. Беловой. Когда в Госдуме шли дебаты, она заявила: «Давайте примем законы, а потом внесем поправки...» В результате законы приняли, а с поправками дело затянулось на годы. Потому и эффект от реформы получился далеко не тот, на который рассчитывали.
Надо сказать, что Г. М. Фадеев всегда призывал осторожно и взвешенно относиться к предложенной концепции реформ, а особенно – к передаче в частные руки всего подвижного состава. А как управлять им при большом количестве собственников, никто не продумал. Предложения о разделении инфраструктуры и перевозочной деятельности эксперты и специалисты признали неприемлемыми.
– Как сегодня Вы оцениваете результаты структурной реформы? Что сделано и что еще предстоит?
– Результаты, прямо скажем, неоднозначные. С одной стороны, решены задачи разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления. Но с другой – не достигнуты цели, которые ставились, в частности, по сокращению перекрестного субсидирования перевозок, унификации порожнего пробега, сближению тарифов на перевозку грузов различных классов и др. В результате пробег порожних вагонов вырос до 40%, увеличился оборот вагона и все виды простоев на станциях и в узлах. Все это не лучшим образом сказывается на перевозочном процессе.
В какой-то степени решена проблема дефицита подвижного состава, правда, в ущерб его управляемости. А ответ на вопрос, как консолидировать вагонный парк, чтобы эффективнее его использовать, пока не найден. Кроме того, пора пересмотреть действующую тарифную систему и ускорить разработку нового Прейскуранта № 10-01, положив в его основу метод «затраты плюс», с тем чтобы максимально нивелировать перекосы в ставках на перевозку грузов разных классов и повысить гибкость принятия решений ОАО «РЖД» о предоставлении скидок в рамках тарифного коридора. Необходимо также сформировать коммерческую инфраструктуру рынка грузовых перевозок, в том числе путем создания полноценной биржи услуг.
– А как Вы относитесь к идее передать в частные руки локомотивный парк, которая сегодня довольно активно продвигается на разных уровнях?
– На мой взгляд, этого делать ни в коем случае нельзя. Приватные локомотивы нарушат существующую технологию работы сети дорог. И это вряд ли приведет к позитивным результатам.