CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ"
Транспорт должен служить обществу и стране
Эдуард Сергеевич Поддавашкин на железнодорожном транспорте человек известный и уважаемый. Кем бы он ни работал – начальником станции или крупнейшей железной дороги, первым заместителем министра путей сообщения России или руководителем Главного вычислительного центра МПС, – прежде всего думал о деле и о людях. Он кандидат экономических наук, академик Российской академии транспорта и действительный член Международной академии информатизации.
Награжден орденами Дружбы народов и «Знак Почета», обладатель званий «Почетный железнодорожник» и «Почетный транспортный строитель». Его память хранит многие интересные факты и имена людей, вошедших в историю железных дорог России. Он и сам был участником значимых исторических событий.


Беседовал: Александр Корниенко
Школа великих железнодорожников

– Эдуард Сергеевич, какие этапы в истории российских железных дорог, на Ваш взгляд, были самыми важными?

– Первая в России железная дорога Петербург – Царское Село, построенная в 1837 году, была маленькой, но она открыла новую эпоху в жизни страны. Большую роль в этом сыграл русский инженер Павел Мельников. Он одним из первых понял великую значимость железных дорог для нашей страны с ее бескрайними просторами и сумел убедить российского императора, что надо разворачивать масштабное железнодорожное строительство. И сам вместе с другим известным инженером, Николаем Крафтом, взялся за проектирование и возведение железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Были созданы Северная и Южная дирекции, которые оба эти инженера и возглавили. В 1843 году начались строительные работы, а в 1851-м открылось движение поездов на всем протяжении магистрали.

Благодаря таланту российских инженеров, ученых и рабочих была построена огромная сеть стальных магистралей. По ее протяженности в советские времена наша страна занимала второе место в мире, а по общей длине электрифицированных путей Россия и сегодня на первом месте.
– Насколько мне известно, Вы в свое время тоже внесли свой вклад в электрификацию железных дорог страны.

– Да, мне приходилось заниматься электрификацией Забайкальской железной дороги, когда я там работал. А потом завершать ее, уже будучи первым заместителем министра путей сообщения России. Но масштабное внедрение электрической тяги на сети дорог – это заслуга министра путей сообщения СССР Бориса Павловича Бещева. Он был великим железнодорожником, и я горжусь тем, что был знаком с ним и работал под его началом. Руководителем Читинского отделения Забайкальской железной дороги меня назначила коллегия МПС под председательством Бещева. А в 1986 году мне доверили возглавить Куйбышевскую железную дорогу, которой в самые тяжелые военные годы, с 1942 по 1944-й, руководил Бещев. Я даже жил в том самом доме в Куйбышеве, где и он.

Борис Павлович руководил отраслью 29 лет, за эти годы протяженность сети железных дорог увеличилась на 23,5 тыс. км, а с учетом вторых и третьих путей – почти на 40 тыс. км! Именно тогда был осуществлен переход с паровозной на тепловозную и электрическую тягу. Это означало техническую и технологическую революцию на транспорте, поскольку повлекло за собой модернизацию инфраструктуры, создание нового подвижного состава.

К концу 1970-х гг. электрифицированные линии составляли почти треть протяженности сети, а линии на тепловозной тяге – 68%. Бещев укрупнил дороги: вместо 56 осталось 26 магистралей, что дало большой эффект – управлять сетью стало легче. После ликвидации лишних стыков выросла скорость движения поездов, ускорился оборот вагонов, а в результате улучшились экономические и финансовые показатели.

– Скажите, как удалось за короткий срок не только восстановить разрушенные войной железные дороги, но и модернизировать всю сеть?

– Во-первых, государство финансировало программы технического перевооружения железнодорожного транспорта. И хотя ресурсов у него и в те времена не хватало, ввиду значимости железных дорог для народного хозяйства средства на развитие все же находили. А во-вторых, в самой отрасли царил дух созидания. Я сам на протяжении всей своей трудовой деятельности занимался развитием – сначала станций Залари и Белогорск, потом Читинского и Башкирского отделений, а затем и Куйбышевской железной дороги.

В конце 1970-х гг. Забайкальская была одной из самых сложных и грузонапряженных магистралей страны. И чтобы увеличить ее пропускную способность, нам пришлось разрабатывать новую технологию движения поездов повышенного веса и длины. Сегодня к ней вернулись. Кстати, многие новшества, которые внедряются на сети дорог в наши дни, родом из недалекого прошлого.

Очень важно и то, что начальник дороги в то время был настоящим хозяином и мог решать самостоятельно, практически ни на кого не оглядываясь, почти все вопросы обеспечения деятельности своей магистрали. К сожалению, сегодня у руководителей дорог нет ни тех прав, ни тех полномочий. И управлять огромной сетью дорог от Калининграда до Сахалина из Москвы стало значительно сложнее. Наши предшественники это хорошо понимали, выстраивая четкую систему управления железными дорогами страны и постоянно ее совершенствуя.
– На железнодорожном транспорте и в XXI веке проблемы остаются все те же: надо своевременно вывозить грузы, соб­людать график движения. А как они решались в ваше время?

– По-разному. Помню, когда меня назначили начальником Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги, оно пребывало в довольно сложном состоянии. Предъявленные к перевозке грузы полностью не вывозились. Из-за нехватки вагонов на складах предприятий скопилось огромное количество нефтепродуктов, минеральных удобрений, соды, продукции машиностроения и др. В то же время на отделении простаивало около 20 тыс. захимиченных цистерн. И тогда было принято решение наливать в них мазут. Он наливался при температуре плюс 100 градусов, все остатки химии при этом растворялись. Беспокоило, правда, как будет сжигаться этот мазут на ТЭЦ и в котельных. Но обошлось без ЧП.

Тогда мы столкнулись с еще одной серьезной проблемой: на участке Кропачево – Абдулино было очень много предупреж­дений об ограничении скорости. Руководство дороги не согласовывало окна, так как необходимо было пропускать большой поток порожняка. Во второй половине суток мы сдавали до 20 маршрутов только порожних полувагонов в Кузбасс! Но я все же стал предоставлять путейцам окна по 1,5–2 часа в створе. В результате привели путь в нормальное состояние и через 2 месяца все предупреждения сняли.

А знаете, как мы боролись с задержками пассажирских поездов у входного сигнала? На отделении их было до 800 в месяц!
Я вспомнил школу Бориса Саламбекова, легендарного начальника Восточно-Сибирской железной дороги, на которой работал после института начальником ст. Залари. Начальник дороги давал телеграмму начальнику станции: «У входного сигнала вашей станции задержан такой-то поезд – немедленно разберитесь и доложите причины». Не доложишь – придет вторая телеграмма: «Представьте объяснение, почему не доложили о разборе и какие приняты меры».

Я посадил двух опытных инженеров в отдел движения, поручив им снимать с лент машинистов все задержки поездов, особенно пассажирских, и добиваться разборов по каждому случаю. Использовались и другие приемы: давали премии машинистам, которые выдерживали график и вводили в него опаздывающие пассажирские поезда, награждали также и поездных диспетчеров. И задержки поездов были сведены к минимуму.
На людях нельзя экономить

– Ни одна большая задача, как правило, не решается без людей, без трудовых коллективов. Но как их увлечь, побудить стремиться к общей цели?

– По своему опыту знаю: решая любую задачу, следует опираться прежде всего на людей. Помню, принял Куйбышевскую железную дорогу в январе 1986 года. Замело ее тогда страшно. Зашел ночью к диспетчерам, смотрю: дорога стоит. А у нас погрузки 5 тыс. вагонов в сутки, одного налива 3 тыс. цис­терн. Что предпринять? И тогда на одном дыхании написал листовку-обращение к труженикам магистрали: «Дорога находится в тяжелых условиях. Без вашей активной помощи нам не справиться. Если есть предложения по урегулированию ситуации, просьба направлять прямо начальнику дороги». Предложения посыпались сотнями. Многие из них действительно помогли разрулить ситуацию. Обращение сыграло и огромную мобилизующую роль. В результате ситуация на дороге нормализовалась. Поезда тогда шли через каждые 4–5 минут. Только по ст. Пенза с Юго-Восточной дороги ежесуточно принимали по 115–120 поездов, а сдавали по 100. Вы можете себе представить, насколько была отработана технология движения!
А какая была четкость в организации размена и пескоснабжения локомотивов двух дорог – Куйбышевской и Юго-Восточной! Конечно, это требовало большого напряжения сил.

На магистрали ежесуточно курсировало 220 пассажирских и 500 пригородных поездов. График был очень напряженный, выдержать его было непросто. И тут снова помогла школа Саламбекова: мы обязали руководителей служб, виновных в срыве графика, находиться у ДГП и заниматься вводом поездов в расписание.

– Вы говорите, надо опираться на людей. Но это ведь улица с двухсторонним движением. Наверное, и люди должны чувст­вовать внимание и заботу со стороны своих руководителей?

– Руководителям нужно регулярно бывать на рабочих мес­тах, в коллективах, и знать, что волнует людей, решать их вопросы. Мы это делали. В советское время каждый начальник дороги наравне с развитием хозяйства серьезно занимался и социальной сферой – строительством жилья, медицинских учреждений, школ, детских садов, спортивных сооружений...

На Куйбышевской магистрали в то время работало 130 тыс. человек, а с членами семей насчитывалось около полумиллиона. На балансе дороги находилось 2 млн кв. м жилья, 220 больниц и медицинских пунктов (ФАПов), 56 школ, свыше 100 детских садов и яслей. Но этого не хватало. Недавно я перечитал свой отчет министру путей сообщения СССР Николаю Конареву: в 1986–1990 гг. на дороге было построено более 7 тыс. квартир и ясли-сады на 1630 мест. В Кинели открыли первый детский сад с бассейном – и сразу упала заболеваемость детей в этом узле. Значит, мамы не бюллетенят, а находятся на работе. Поэтому почти все детские сады начали строить с бассейнами.

Сожалею, что сегодня строительство жилья на железных дорогах не просто уменьшилось – сократилось до минимума. Сжимается и социальная сфера. Главным стало сокращение расходов, в том числе по непрофильной деятельности. Хотя на людях нельзя экономить – это потом аукнется.
Как мы отстояли МПС

– Железнодорожную отрасль пытались реформировать и в советские времена. Так, председатель Совета министров СССР Никита Хрущев хотел ликвидировать отраслевые министерст­ва, в том числе МПС, заменив их комитетами. Но Борис Бещев отстоял тогда министерство. Спустя несколько десятилетий ситуация повторилась?

– Да. Когда распался Советский Союз, союзные министерства, включая МПС, были упразднены. Вместо него планировалось создать железнодорожный департамент в Минтрансе России. Но мы решили бороться за МПС России. С согласия и. о. министра путей сообщения Г. М. Фадеева я обзвонил начальников дорог – депутатов Верховного совета РСФСР – А. И. Довгялло с Забайкальской, О. Х. Шарадзе с Горьковской, Ф. М. Котляренко с Северо-Кавказской, В. Г. Атласова с Юго-Восточной, а также руководителей Московской дороги И. Л. Паристого и Октябрьской А. А. Зайцева.

Мы встретились в Москве 8 января 1992 года и отправились к новому российскому премьеру Егору Гайдару. Нашу делегацию возглавил Геннадий Матвеевич Фадеев. В здании бывшего ЦК, где работало новое правительство, остановили Гайдара уже на выходе. Представились, кто мы такие. А он говорит: «Мне некогда, даю вам 10 минут». Геннадий Фадеев сказал, что отрасль не может работать без своего штаба, поэтому нужно создавать МПС России. И тут в кабинете премьера появился министр транспорта Виталий Ефимов, один из главных инициаторов ликвидации МПС. Завязалась дискуссия. Гайдар вникать не стал, сказал Ефимову: «Решайте сами».

Тогда мы отправились к председателю Верховного совета РСФСР Руслану Хасбулатову. Он удивился: как это можно ликвидировать МПС? Заявил: «В таком случае мы в Верховном совете примем закон о создании МПС России». Спросил: «А кто будет министром?» И сам же ответил: «Да вот Геннадий Матвеевич – готовый министр!» Мы это предложение поддержали. А затем Фадеев встретился с госсекретарем Геннадием Бурбулисом. В результате указом президента России
Б. Н. Ельцина № 28 от 20 января 1992 года было создано МПС России. Первым министром стал Геннадий Фадеев.

Я думаю, если бы не активная позиция железнодорожников в то время, не исключено, что нашу отрасль постигла бы та же судьба, что и автомобильный, морской и речной транспорт, – негативные последствия этого процесса страна ощущает до сих пор.

Во время тех встреч в Москве мною было предложено собираться начальникам дорог и самим готовить решения по возникающим вопросам, а потом уже выходить на министра.
Г. М. Фадеев это одобрил. А начальник Октябрьской железной дороги Анатолий Зайцев предложил назвать эти совещания ассамблеями – по типу тех, которые ввел в свое время Петр Первый. Идея оказалась живучей. Ассамблеи начальников дорог регулярно проводятся по сей день.
Реформировать отрасль без спешки

– Поднимался ли в то время вопрос о реформировании железно­дорожного транспорта?

– На первой же ассамблее, которая проходила в марте
1992 года в Санкт-Петербурге, прозвучало предложение о приватизации Октябрьской железной дороги. Но его отвергли большинством голосов. Позже новый министр путей сообщения РФ Николай Аксененко отправил делегацию железнодорожников во главе со мной изучать опыт реформ в Англии. Там железные дороги давно приватизировали, но после этого они стали работать хуже – и встал вопрос о возвращении их в государственную собственность. Министр, когда мы ему об этом доложили, поручил написать докладную записку вице-премьеру российского правительства
Борису Немцову. Это было сделано, но ответа мы так и не получили.

А в январе 2001-го Н. Е. Аксененко представил концепцию реформирования железнодорожного транспорта на совещании губернаторов «Сибирского соглашения». Я как президент Ассоциации собственников подвижного состава выступил против предложенной модели реформы. Очень уж она напоминала ту, которая была разработана раньше по рецептам МВФ и ЕБРР. К тому же проект концепции не прошел серьезной экспертизы и не был подкреплен экономическими расчетами. Высказал также опасение, что новое РАО сможет использовать залоговый механизм: закладывать госимущество, в том числе и объекты инфраструктуры, для получения внешних инвестиций. Чем это заканчивается – уже известно. Меня поддержали почти все губернаторы, но только не министр путей сообщения.

Вообще ни одна страна мира не решала задачи такой сложности, как реформа российских железных дорог, и не делала этого с такой поспешностью. Всюду этому предшествовала серьезная подготовка. К тому же чужой опыт нельзя накладывать на громадную страну с девятью часовыми поясами и суровым климатом. Кто на Западе может себе представить, что у нас есть районы, где лечить и учить людей некому, кроме железнодорожников? В России железные дороги всегда были чем-то большим, чем просто пути сообщения. Программа реформы была принята, к сожалению, без анализа последствий. Возобладала точка зрения Минэкономразвития и либерально настроенных депутатов Госдумы РФ. И свою роль, в какой-то степени негативную, сыграла позиция заместителя министра путей сообщения А. Г. Беловой. Когда в Госдуме шли дебаты, она заявила: «Давайте примем законы, а потом внесем поправки...» В результате законы приняли, а с поправками дело затянулось на годы. Потому и эффект от реформы получился далеко не тот, на который рассчитывали.

Надо сказать, что Г. М. Фадеев всегда призывал осторожно и взвешенно относиться к предложенной концепции реформ, а особенно – к передаче в частные руки всего подвижного состава. А как управлять им при большом количестве собственников, никто не продумал. Предложения о разделении инфраструктуры и перевозочной деятельности эксперты и специалисты признали неприемлемыми.

– Как сегодня Вы оцениваете результаты структурной реформы? Что сделано и что еще предстоит?

– Результаты, прямо скажем, неоднозначные. С одной стороны, решены задачи разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления. Но с другой – не достигнуты цели, которые ставились, в частности, по сокращению перекрестного субсидирования перевозок, унификации порожнего пробега, сближению тарифов на перевозку грузов различных классов и др. В результате пробег порожних вагонов вырос до 40%, увеличился оборот вагона и все виды простоев на станциях и в узлах. Все это не лучшим образом сказывается на перевозочном процессе.

В какой-то степени решена проблема дефицита подвижного состава, правда, в ущерб его управляемости. А ответ на воп­рос, как консолидировать вагонный парк, чтобы эффективнее его использовать, пока не найден. Кроме того, пора пере­смотреть действующую тарифную систему и ускорить разработку нового Прейскуранта № 10-01, положив в его основу метод «затраты плюс», с тем чтобы максимально нивелировать перекосы в ставках на перевозку грузов разных классов и повысить гибкость принятия решений ОАО «РЖД» о предоставлении скидок в рамках тарифного коридора. Необходимо также сформировать коммерческую инфраструктуру рынка грузовых перевозок, в том числе путем создания полноценной биржи услуг.

– А как Вы относитесь к идее передать в частные руки локомотивный парк, которая сегодня довольно активно продвигается на разных уровнях?

– На мой взгляд, этого делать ни в коем случае нельзя. Приватные локомотивы нарушат существующую технологию работы сети дорог. И это вряд ли приведет к позитивным результатам.
Конкуренция – не самоцель

– Как, на Ваш взгляд, изменилось качество обслуживания клиентов РЖД за последние годы? Вы ведь принимали участие в создании системы фирменного транспортного обслуживания.

– Я помню заседание коллегии МПС, на котором Геннадий Фадеев предложил по-новому организовать работу с клиентами и бросил лозунг: «Клиент –
король!». В начале 1995 года он отправил делегацию железнодорожников в США, чтобы узнать, как там поставлена работа с клиентами. Я был в составе этой делегации. Мы побывали в Майами, где работало три центра: один вел финансовые расчеты, второй занимался работой с клиентами, а третий – организацией движения поездов. Там работали специальные группы менеджеров, за которыми были закреплены крупные предприятия. Их задача – глубоко вникать в ситуацию на производстве и следить, успешно ли идут продажи.

Возвращаясь из США, мы вместе с Б. М. Лапидусом, В. А. Горбуновым и другими членами делегации стали прямо в самолете разрабатывать концепцию ЦФТО. Конечно, не все получилось, как задумывалось. Но с созданием ЦФТО появился единый центр работы с клиентами. Грузоотправители это оценили положительно.

Многое делается и сегодня. Регулярными стали встречи руководителей ОАО «РЖД» с ключевыми грузоотправителями, вырабатываются планы совместных действий. Расширяется и ассортимент сервисных услуг. Создан Совет потребителей услуг ОАО «РЖД». Но на этом нельзя останавливаться. Повысить уровень клиентоориентированности можно, на мой взгляд, с помощью разработки ключевых показателей эффективности, которые учитывали бы степень удовлетворенности потребителей. На их основе можно оценивать качество работы как в целом ОАО «РЖД», так и каждого руководителя в отдельности. Это помогло бы решить в том числе и проблему излишнего управленческого аппарата компании, что отнюдь не способствует эффективности.

– Интересно, как Вы оцениваете сегодняшний уровень конкуренции на железнодорожном транс­порте?

– В программе реформ очень красиво говорилось про конкуренцию, которая будет двигателем прогресса. Но на деле это выполнить нелегко. Сегодня только в сфере оперирования грузовыми вагонами наблюдается какая-то конкуренция. Идут дебаты о создании компаний-перевозчиков, о конкуренции «на маршруте» или «за маршрут». Но дело не движется. И не потому, что кто-то против конкуренции и против реформ. Пока не найдено такое компромиссное решение, которое учитывало бы интересы и ОАО «РЖД», и частных компаний.

На мой взгляд, дальнейшее развитие конкуренции сдерживает отсутствие стратегического видения перспектив РЖД в увязке со стратегией развития экономики страны, нет и коммерческой инфра­структуры рынка транспортных услуг, несовершенна дейст­вующая тарифная система. Все эти вопросы должны решаться комплексно. Конкуренция ведь не самоцель. Реформы делаются для того, чтобы транспорт работал эффективнее, служа обществу и стране. Для решения этих задач и определения перспектив развития отрасли сегодня многое делается руководством ОАО «РЖД» во главе с президентом компании О. В. Белозёровым.
И центральный совет ветеранов всегда готов в этом помочь.


© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Елена Ушкова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda