Второе издание – в виде двух томиков уменьшенного формата – вышло уже в советские времена, в издательстве «Academia» в 1930 году. Часть первоначальных купюр была восстановлена, поскольку «уже можно» было критиковать царскую власть. Но в целом мемуары были сокращены еще в два раза. Затем, в 2014-м, ровно через сто лет после первого издания, по инициативе саратовского историка И.В. Соловьева была подготовлена к печати третья, самая полная версия этих мемуаров, которая представляет собой 1200-страничный фолиант энциклопедического формата.
«Кто будет читать книгу объемом более тысячи страниц, напечатанную «в бумаге» – спрашивают авторы предисловия И. Соловьев и Р. Малков. И отвечают на этот вопрос так: «Во-первых, это те, кто читал Гоголя и Щедрина и не считает их антикварной пылью. Во-вторых, те, кто знаком с трудами Герцена и не считает, что он писал их по заданию английской разведки, а оплачивал его труды Ротшильд, а в третьих, те, кто не считает П.Я. Чаадаева сумасшедшим и любое движение к свободе и справедливости не объясняет активностью Госдепа США. И, наконец, те, кто хорошо видит различие, – как сформулировал его М.Е. Щедрин – между Родиной, государством и начальством. Может, таких людей и немного, но они есть и будут всегда».
Мемуары Дельвига интересны сегодня по многим причинам. Во-первых, Дельвиг честно и прямолинейно описывает нравы российской элиты своего времени – от царя и его окружения до отдельных губернаторов, чиновников и промышленников. Во вторых – и эта причина важна для аудитории «РЖД-Партнера» – большое место в его мемуарах занимает Министерство путей сообщения, строительство железных дорог и взаимодействие между государственной бюрократией и различными «железнодорожными королями».
В-третьих, начало карьеры Дельвига пришлось на период царствования Николая I – время, когда, как писал историк А.Е. Пресняков, «Россия и Европа сознательно противопоставлялись друг другу, как два различных культурно-исторических мира, принципиально разные, по мнению официальной идеологии, по основам их политического, религиозного, национального быта и характера». Время, которое продемонстрировало, как происходит распад и деградация общества и всех общественных отношений, если доминирующую роль играют государство, чиновничество и «вертикаль власти». Это время демонстрирует нам, каково это – жить в обществе, где нет институтов (свободных судов, парламента, гражданского общества), жить в обществе, где только близость к власти гарантирует экономическое процветание.
Жизнь во времена николаевской «вертикали власти»
Резюмируя ту часть мемуаров, которая касается николаевского времени, авторы предисловия справедливо пишут: «При такой организации общества, когда контроль шел только сверху вниз, дело обстояло так, что взятки и кумовство были не маргинальным явлением, а служили основой системы. Не менее страшно было и то, что начальник мог сделать с подчиненными все, что угодно и неважно, как вопрос обстоял на самом деле, важно какой отчет шел наверх. Фактически низы были абсолютно бесправны».