Беглый анализ их показателей на основе данных Росстата и СМИ демонстрирует следующую картину:
• Искажение ключевых макроэкономических показателей (индекс промышленного производства, индекс потребительских цен, индекс цен в промышленности, курс рубля, темпы роста заработной платы) – данные показатели используются в большинстве стратегий, а также заложены в ДПР РЖД (табл. 1), в силу того что их источником были прогнозы социально-экономического развития РФ на средне- и долгосрочный периоды.
• Искажение показателей погрузки и грузооборота для наиболее доходных грузов и массового груза, заложенных в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года и Энергетическую стратегию на период до 2030 года (в частности, по нефти, металлам и углю, рис. 3–5), что отразилось на показателях в Приложении № 3 ДПР РЖД (подробнее – в следующем разделе).
• Изменения, указанные в пунктах 1–2, ведут к финансовым потерям в деятельности РЖД и расхождениям с Приложением № 11 ДПР РЖД.
Таким образом, в условиях искусственных ограничений в экономике и сокращения экономической активности на внешних рынках реализовались следующие риски из числа указанных в разделе V.
«Система управления рисками» ДПР РЖД:
• макроэкономические риски (спад производства, обвал рубля);
• риски, связанные с государственным регулированием (закрытие предприятий, ограничительные меры);
• рыночные риски (сокращение спроса на энергоносители, падение цен на уголь);
• инвестиционные риски (сдвиг мероприятий по модернизации Восточного полигона, пересмотр инвестпрограммы);
• налоговые риски (пересмотр ставки НДПИ).
Столь существенный массив реализованных рисков, как правило [3], ставит под угрозу принцип долгосрочного целеполагания, реализованный в ДПР РЖД.
Анализ отклонений отдельных показателей ДПР РЖД и компенсационных мер
В результате снижения погрузки (на 3,2% за 10 месяцев 2020 г. по отношению к аналогичному периоду 2019 г.) и изменения ее структуры РЖД в октябре 2020 года внесли в правительство РФ ряд предложений, связанных с донастройкой тарифной системы в целях изыскания средств для полного выполнения обязательств в рамках долгосрочной программы развития и инвестпрограммы. Отход от принципов согласованной до 2025 года тарифной политики по формуле «инфляция минус» обосновывался существенно изменившейся конъюнктурой. Ключевой показатель погрузки, например, за 10 месяцев 2020 года (-3,2%) существенно отклонился даже от худшего прогноза (-1,2%), заложенного в Приложение № 23 (справедливо, однако, и то, что здесь приведено среднее значение для временного отрезка 2019–2025 гг.).