VIII конкурс журнала РЖД-Партнер для студентов и аспирантов
Оценка логистической привлекательности Волгоградской области
Логистическая привлекательность региона всегда являлась одним из важнейших факторов его экономического развития. На сегодняшний день транспортная логистика выступает одной из ведущих отраслей в хозяйственной комплексе Волгоградской области. Она представлена почти всеми видами транспорта: речным, автомобильным, железнодорожным, а также воздушным. Наиболее широкое применение получил автомобильный, речной и железнодорожный транспорт. Это обусловлено исторически – регион всегда был притягателен с точки зрения прохождения различных торговых путей.
Екатерина Гордиенко
студентка 4 курса Волгоградского государственного технического университета
Анна Русол
студентка 4 курса Волгоградского государственного технического университета
На территории Волгоградской области расположены крупные судоходные реки – Волга и Дон, соединенные Волго-Донским каналом им. В. И. Ленина. Многими столетиями ранее образовались торговые пути – Путь «из варяг в греки» и Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь, что, несомненно, заложило основу логистической системы, существующей на сегодняшний день. В II половине XIX века произошло активное формирование сети железных дорог, затем последующие реформы и модернизации, которые впоследствии привели к большой протяженности сети РЖД и к меньшим затратам на перевозку грузов.

На сегодняшний день в регионе располагаются важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 1,6 тыс. км, внутренних судоходных путей – 1,5 тыс. км, автомобильных дорог – более 14 тыс. км (83% дорог общего пользования имеют твердое покрытие).

Однако наличие региональной неравномерности распределения транспортно-логистической инфраструктуры, недостаточный уровень организации взаимодействия различных видов транспорта, низкий уровень и слабая динамика развития транспортной сети приводят к тому, что уровень издержек, которые вынуждены нести предприятия, несопоставим с аналогичными расходами других регионов [1].

В данной работе логистическая оценка города Волгограда будет выявлена путем анализа данных и сравнения ближайших к городу регионов ЮФО, таких как г. Элиста, г. Ростов-на-Дону, г. Майкоп, г. Астрахань, г. Краснодар.

Пользуясь сводкой данных по регионам ЮФО на 2012–2018 гг., мы сделаем выводы, относящиеся к г. Волгограду. В работе рассмотрены данные, относящиеся к автомобильному транспорту.

Графический анализ

На сегодняшний день наблюдается процесс переноса рынка логистических услуг из центра на периферию страны, что связано главным образом с активным появлением в регионах международных и национальных торговых сетей. Логистическое обслуживание таких компаний является одним из основных факторов развития логистического рынка регионов России. Так, за период с 2012 по 2018 год доля объема транспортных услуг ЮФО в Волгограде снизилась на 22%, в Ростове-на-Дону увеличилась на 32%, в Астрахани уменьшилась на 6%, в Краснодаре увеличилась на 51% (рис. 1) [2].
Рис. 1. Распределение объемов транспортных услуг на душу населения по городам ЮФО
Для транспортно-логистической инфраструктуры характерна региональная неравномерность [3]. Разрыв в оснащенности инфраструктуры между городами Южного федерального округа составляет порядка 50% (рис. 2).
Рис. 2. Динамика развития протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием в км, приходящаяся на 1000 км2 территории регионов ЮФО
В качестве факторов, оказывающих существенное влияние на формирование транспортно-логистической инфраструктуры, используются показатели спроса на грузовые перевозки и складские услуги, а также оценка инвестиционной привлекательности потенциального региона размещения транспортно-логистических объектов.

В результате проведенного статистического анализа [4] была выявлена зависимость объема транспортных услуг от различных рыночных факторов. Так, объемы транспортных услуг имеют линейную зависимость от объемов торговли и уровня жизни населения (рис. 3). Наибольший оборот розничной торговли в период 2012–2018 гг. приходится на 2018 год.
Рис. 3. Зависимость объема транспортных услуг от оборота розничной торговли г. Волгограда за период 2012–2018 гг.
Рис. 4. Доля регионов ЮФО от общего оборота розничной торговли на душу населения за 2012–2018 гг.
Рис. 5. Объем перевозки грузов автомобильным транспортом городов Южного федерального округа
Анализ

Сравнение относительных показателей регионов Южного федерального округа.
Волгоград находится на третьем месте среди регионов ЮФО по отношению численности населения к объему транспортных услуг. На первом месте – Краснодар, на втором – Ростов-на-Дону, на четвертом – Астрахань, на пятом – Майкоп, на шестом – Элиста.
1-е место – г. Майкоп, 2-е место – г. Краснодар, 3-е место – г. Элиста, 4-е место – г. Ростов-на-Дону, 5-е место – г. Астрахань, 6-е место – г. Волгоград.
Регион К3
Волгоград 0,000014
Элиста 0,0000097
Ростов-на-Дону 0,00004
Майкоп 0,000046
Астрахань 0,0000049
Краснодар 0,00007

1-е место – г. Краснодар, 2-е место – г. Майкоп, 3-е место – г. Ростов-на-Дону, 4-е место – г. Волгоград, 5-е место – г. Элиста, 6-е место – г. Астрахань.
Данные для расчета коэффициентов взяты из таблицы 1.
Выводы

1. Волгоградский регион имеет преимущества в развитии транзитных перевозок грузов автомобильным транспортом, имеет границы с Республикой Казахстан, через Волгоградскую область проходят автомобильные дороги, связывающие основные сельскохозяйственные регионы России (Ростовская область, Кубань) с Уральским и Центральным регионами.

2. Развитие сельскохозяйственной отрасли экономики (бахчевые, овощные культуры) требует развития в регионе логистических центров для первоначальной переработки и хранения продукции.

3. В Волгоградской области наблюдается недостаточное развитие региональных автомобильных дорог с твердым покрытием, что сдерживает развитие логистического потенциала.

4. Объективно территорию Волгоградской области можно определить как перспективный регион с потенциалом развития логистических центров для распределения товаров общего потребления (в том числе FMCG). Развитие сети автомобильных дорог может повлиять на появление логистических центров, обеспечивающих доставку скоропортящейся сельскохозяйственной продукции потребителям, находящимся в Центральном и Уральском федеральных округах. Местом притяжения таких центров можно обозначить центры районов области, обеспечивающих основную часть объема производства сельскохозяйственной продукции.

5. По результатам анализа, то есть сравнения относительных показателей регионов Южного федерального округа, г. Волгоград является развивающимся в транспортной отрасли и имеет средние значения среди городов Южного федерального округа.
Библиографический список

1. Рахмангулов А. Н., Копылова О. А. Комплексная оценка привлекательности региона для размещения логистических центров: статья. – Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2000. – 35 с.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена приказом Минтранса № 45 от 12.05.2005 г. // Официальный сайт Минтранса России
[Электронный ресурс]. – (http://www.mintrans.ru/upload/iblock/f0d/trans_str...)
(дата обращения 29.01.2013 г.).
3. Копылова О. А., Рахмангулов А. Н. Современное состояние и тенденция развития рынка логистических услуг в России // Молодежь. Наука. Будущее: сб. науч. тр. студентов. – Магнитогорск: Изд. Магнитогорск. гос. техн. ун. им. Г. И. Носова, 2010. – Вып. 10, Т. 1. – С. 16–19.
4. Копылова О. А., Рахмангулов А. Н. Методика формирования энергоэффективной транспортно-логистической инфраструктуры // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2012. – № 2. – С. 45–53.

© All Right Reserved.

Made on
Tilda