Примечательно, что к альтернативным способам транспортировки грузоотправители обращаются в основном в периоды дефицита зерновозов, тогда как применение этих способов в определенных случаях может быть выгоднее, чем традиционных. В качестве решения данной проблемы предлагается построить альтернативные существующим цепи поставок зерновых.
Безусловно, зерновой экспресс дает определенный экономический эффект, однако технологию можно рационализировать, изменив используемый подвижной состав. Актуальные варианты:
- 6-осный вагон-хоппер сочлененного типа;
- инновационный зерновоз с повышенной осевой нагрузкой;
- инновационный специализированный контейнер разработки АО «ФГК»;
- 6-осный вагон-платформа сочлененного типа для крупнотоннажных контейнеров и сменных кузовов.
Кроме того, при обращении клиентов в транспортные компании чаще им предлагается стандартная схема выбора цепи поставок по критерию себестоимости перевозки. Однако решение логистической задачи требует именно многокритериальной оптимизации. Этого не учитывают многие участники цепи поставок, пытаясь на основе практического опыта интуитивно выбрать лучший вариант. В качестве модели выбора транспортно-логистической схемы предлагается использование метода идеальной точки с возможностью менять приоритизацию критериев уже с учетом экспертных оценок. Для компаний-операторов приведена экономическая оценка эффективности использования разных видов подвижного состава.
Проектирование логистических цепей экспорта зерновых
Весьма остро проблема низкой рентабельности экспорта отражается на отправках из Алтайского края и Омской области, которые имеют значительный удельный вес в производстве зерна (49% от общего объема собранного зерна в СФО, рис. 1.1). Эти субъекты равноудалены от юго-западных и восточных портов РФ, поэтому очевидно, что экспорт из СФО будет иметь большие транспортно-логистические издержки.