VIII конкурс журнала РЖД-Партнер для студентов и аспирантов
Совершенствование технологии перевозки грузов с применением услуги «Грузовой экспресс»
На международном рынке важнейшей тенденцией развития транспортно-логистических услуг является аутсорсинг услуг (3PL/4PL-провайдинг). В России по сравнению с другими странами выше доля базовой услуги транспортировки 2PL и ниже доля сервисов 3PL/4PL. Это объясняется высокой долей сырьевых грузов (в настоящее время в структуре базовой услуги транспортировки они составляют 85%) и дефицитом качественного предложения со стороны 3PL/4PL-компаний.
Анастасия Ким
старший преподаватель кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», выпускница ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения»
Сырьевые грузы в большинстве своем относятся к первому тарифному классу и категории низкодоходных, объемы перевозки которых в последние годы имеют тенденцию к росту (например, отправки каменного угля выросли на 47123,7 тыс. т в 2019 г. по сравнению с 2015 г.) [1]. В то же время на рынке перевозок высокодоходных грузов существует риск перехода с железнодорожного на другие виды транспорта, что связано со снижением конкурентоспособности первого.

Согласно стратегии развития холдинга ОАО «РЖД» на период до 2030 года [2], стратегическими направлениями развития компании, нацеленными на привлечение высокодоходных грузов, являются повышение качества услуг, увеличение скоростей доставки грузов для всех видов отправок, повышение маршрутизации перевозок, целенаправленное развитие технологии перевозок по расписанию, рост доли отправок, доставленных в нормативные сроки. В связи с этим развитие и совершенствование услуг и сервисов по ускоренной перевозке грузов железнодорожным транспортом позволит повысить не только удовлетворенность клиентов качеством транспортного обслуживания, но и востребованность железнодорожного транспорта на рынке грузоперевозок.

Список ускоренных сервисов, предлагаемых клиентам при перевозке грузов железнодорожным транспортом, приведен в таблице 1. Первое место по скорости перевозки грузов в данном списке определяется приоритетностью в пропуске по отношению к другим поездам и принадлежит ускоренным контейнерным поездам. В качестве альтернативы ОАО «РЖД» предлагает перевозку грузов с оказанием услуги «Грузовой экспресс». Эта услуга позволяет сокращать срок доставки за счет повышенной маршрутной скорости, удлинения гарантийных вагонных плеч, минимизации числа остановок и, в большей степени, за счет движения поезда по специализированному расписанию (например, на направлении Москва – Хабаровск срок доставки сократился с 20 суток., предусмотренных нормативами, до 10 суток).
Появление данной услуги на железнодорожном рынке транспортных услуг обусловлено необходимостью создания конкурентных условий по отношению к автотранспорту.

Организация доставки грузов с использованием услуги «Грузовой экспресс» производится в соответствии с действующим с 2016 года Типовым технологическим процессом [3]. Данный документ устанавливает единые требования к технологии ускоренной перевозки и определяет порядок взаимодействия участников перевозочного процесса в рамках оказания услуги «Грузовой экспресс» [7].

Особенности технологии перевозки грузов в поездах с применением данной услуги отражены на схеме (рис. 1). Экономия времени доставки при оказании услуги «Грузовой экспресс» определяется как разница между нормативным сроком доставки и сроком доставки в ускоренном грузовом поезде. Для перевозки грузов с использованием «Грузового экспресса» принимаются любые виды грузов (кроме живности и негабаритных грузов), типы вагонов и контейнеров, обеспечивающие возможность беспрепятственного следования в составе полновесного и/или полносоставного грузового поезда по расписанию (рис. 2).
Рис. 1. Особенности организации доставки грузов с использованием услуги «Грузовой экспресс»
Рис. 2. Номенклатура грузов, перевозимых в «Грузовом экспрессе»
Услуга получила широкое распространение в европейской части России (Московская, Северная, Октябрьская железные дороги). При этом на Восточном полигоне наблюдается низкая востребованность услуги, что связано с недостаточным объемом отгружаемых грузов и, как следствие, недостаточной частотой отправления поездов с оказанием услуги «Грузовой экспресс» [6]. Одновременно с этим, даже при частоте отправления поезда один раз в неделю, перевозчику приходится добавлять в поезд вагоны того же назначения, для которых услуга «Грузовой экспресс» не была оплачена (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение количества оплаченных и прицепных «неоплаченных» вагонов в составе «Грузового экспресса», %
Для выполнения требований клиентов, предъявляемых к данной услуге, и повышения ее эффективности предлагается усовершенствовать существующую технологию организации перевозок грузов «Грузовым экспрессом».

В качестве способа совершенствования технологии ускоренной перевозки с применением услуги «Грузовой экспресс» предлагается осуществлять обмен вагонов или групп вагонов в пути следования поезда «Грузовой экспресс».
Предлагаемый способ позволит повысить привлекательность услуги для клиентов за счет следующих преимуществ:

  • услуга ускоренной перевозки груза станет доступной как при доставке до конечной станции следования поезда «Грузовой экспресс», так и до других станций по пути следования;
  • вследствие усовершенствования услуги увеличатся объемы отправляемых грузов, в результате чего повысится периодичность следования грузового поезда (вплоть до ежедневного), что позволит клиентам чаще отправлять свои грузы в ускоренных поездах [4].

При применении данной технологии важно учесть, что есть определенные ограничения по количеству обмениваемых вагонов, распространяющиеся на любую станцию обмена, а именно: количество отцепляемых и прицепляемых вагонов численно и по массе должно быть равным для соблюдения нормы веса и длины состава на направлении.
На рис. 4 графически упрощенно показана технология соблюдения данного условия.
Рис. 4. Условие соблюдения нормы веса и длины состава до и после обмена вагонов.
Совершенствование существующей технологии перевозки грузов с применением услуги «Грузовой экспресс» нацелено на увеличение экономического эффекта, получаемого от сокращения срока доставки при перевозке в ускоренных грузовых поездах.

Коммерческая эффективность при внедрении новой технологии с обменом вагонов в пути следования заключается в увеличении дохода от предоставления услуги клиентам. Доход ОАО «РЖД» (и, соответственно, стоимость перевозки для клиента) складывается из провозной платы, рассчитанной на основании Прейскуранта № 10-01 и ставки сбора за оказание услуги «Грузовой экспресс», при условии что провозная плата составляет ядро доходов железной дороги.
Величина затрат на остановки и выполнение операций по обмену вагонов зависит от типа станций, на которых будут перецепляться вагоны. На рис. 5 рассматривается несколько типов станций и расходная составляющая обмена вагонов на них.

При выборе станции для обмена вагонов также необходимо руководствоваться рядом ограничений:

1. Полезная длина путей на такой станции должна быть рассчитана на вместимость 71 вагона (норма длины состава при движении на Восточном полигоне), то есть должна быть не менее 1050 м.
Рис. 5. Варианты выбора станции для обмена вагонов и соответствующие им статьи расходов
2. Техническая оснащенность станции должна обеспечивать возможность осуществления операций по обмену вагонов.

Помимо этого, поезд «Грузовой экспресс» должен иметь приоритет в обработке по сравнению с другими грузовыми поездами, так как основная характеристика перевозки в данном поезде – это ускорение доставки.

На основании анализа доходной и расходной составляющих, формируемых при реализации технологии следования поезда «Грузовой экспресс» с остановками и обменом вагонов в пути, проверяется условие целесообразности применения технологии, основанное на преобладании прибыли над затратами на остановки и выполнение операций по перецепке вагонов.
Внедрение предложенной технологии следования поезда «Грузовой экспресс» с остановками в пути для обмена вагонов и способ оценки целесообразности этих остановок на практике позволят внести существенный вклад в повышение востребованности услуги среди клиентов и увеличение регулярности отправления поездов с оказанием услуги «Грузовой экспресс» [5], что в дальнейшем позволит привлечь дополнительные объемы грузов на железнодорожный транспорт и увеличить доходы ОАО «РЖД» от оказания подобного рода услуг.
Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа (https://www.gks.ru/folder/23455). – Загл. с экрана.
2. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. – Дата официального опубликования : 16.04.2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа (https://old-doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=...). – Загл. с экрана.
3. Об утверждении Типового технологического процесса организации доставки грузов с использованием услуги «Грузовой экспресс» [Электронный ресурс] // Распоряжение ОАО «РЖД» № 2817р от 30.12.2016 г. – Режим доступа (http://docs.cntd.ru/document/456060281). – Загл. с экрана.
4. Ким, А. С. Услуга «Грузовой экспресс» как способ повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта» / А. С. Ким, Е. Д. Псеровская // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2020. – № 2 (53). – С. 37–45.
5. Ким, А. С. Исследование потребительского спроса при формировании пакета транспортных услуг / А. С. Ким, Е. Д. Псеровская // Вестник транспорта Поволжья. – 2019. – № 5 (77). – С. 77–85.
6. Псеровская, Е. Д. Повышение эффективности услуги по ускоренной доставке грузов в направлении Дальнего Востока / Е. Д. Псеровская, А. С. Ким, О. А. Кузьмина // Транспорт Урала. – 2019. – № 2 (61). – С. 32–37.
7. ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс] – Режим доступа (http://www.rzd.ru). – Загл. с экрана.
8. Ким, А. С. Пути совершенствования услуги по ускорению доставки грузов железнодорожным транспортом / А. С. Ким // Труды XXIV Всероссийской научно-практической конференции «Молодежная наука». – Красноярск: Изд. КРИИЖТ, 2020. – С. 79–83.

© All Right Reserved.

Made on
Tilda