В настоящее время вопросы использования локомотивов стали еще более актуальными по причине поэтапной электрификации Белорусской железной дороги. Электрификация сети является эффективным техническим решением, которое позволяет интенсифицировать перевозочный процесс, помогает ускорению технического прогресса в стране и освоению новых экономических районов.
Электрификация сетей железных дорог тесно связана с Государственной программой развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 гг., которой предусмотрена подпрограмма «Развитие железнодорожного транспорта Республики Беларусь».
Реализация программы нацелена на получение следующих результатов:
- электрификация участка Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи;
- приобретение грузовых электровозов, пассажирских электровозов, электропоездов, дизель-поездов.
С учетом завершения работ по электрификации железнодорожного участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров удельный вес электрифицированных железнодорожных участков составит около 25% от всей эксплуатационной длины Белорусской железной дороги.
В настоящее время рассматривается техническая возможность и экономическая целесообразность реализации проекта по электрификации железнодорожных участков Барановичи – Лунинец – Калинковичи. Проект предусмотрен Межотраслевым комплексом мер по увеличению потребления электроэнергии в секторах экономики и населением до 2025 года.
К 2030-му Белорусская железная дорога планирует полностью электрифицировать основные грузонапряженные участки, чтобы максимально использовать экономическую эффективность перевозки грузов и пассажиров на электровозной тяге.
У электрической тяги существует ряд преимуществ:
- большая достигаемая мощность одной секции локомотива;
- более низкие затраты на техническое обслуживание и ремонт электровозов по сравнению с тепловозами;
- меньший потребный парк локомотивов вследствие их большей производительности и как результат
- уменьшение числа локомотивных бригад, сокращение количества ремонтируемого оборудования и обслуживающего персонала;
- энерго- и ресурсосбережение – за счет внедрения прогрессивных технологий, которые направлены на снижение расходов энергоносителей и экономию полезных ископаемых;
- поддержка развития отдельных отраслей национальной экономики (строительной, электротехнической, металлургической, машиностроительной) – за счет создания новых рабочих мест, повышения уровня поступлений в бюджет и социальной стабильности в регионах;
- содействие развитию национальной экономики: уменьшение логистических расходов предприятий за счет повышения экономической эффективности функционирования сектора грузовых перевозок и обеспечения стабильности структуры расходов;
- содействие диверсификации национальной экономики за счет увеличения транзитных возможностей транспортной системы государства;
- усиление энергетической независимости государства и оптимизация топливно-энергетического баланса страны – за счет уменьшения импорта горюче-смазочных материалов путем их замещения энергоносителем собственного производства (электроэнергией), а после завершения строительства АЭС использование электрической тяги станет еще выгоднее;
- повышение эффективности перевозки грузов на железных дорогах за счет снижения эксплуатационных расходов через уменьшение использования горюче-смазочных материалов и оптимизации тяги благодаря удлинению плеч обслуживания подвижного состава;
- увеличение пропускной способности железных дорог, которая будет реализовываться за счет повышения массы поездов, увеличения скорости перевозки и повышения показателей использования подвижного состава [1].
На 2019 год в локомотивном хозяйстве Белорусской железной дороги насчитывается 750 локомотивов, из которых 97 ед. – электровозы. С 2015 до 2019 год локомотивный парк уменьшился на 8%.