VIII конкурс журнала РЖД-Партнер для студентов и аспирантов
Влияние пандемии COVID-19 на транспортную сферу России: железнодорожный, авиационный и автомобильный транспорт
Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, оказала огромное влияние на все сферы экономики, в том числе и на транспортную. Компании столкнулись с целым рядом проблем, в числе которых неясность, вызванная введением жестких ограничений транспортной активности, снижение выручки и пассажирооборота, резкое изменение уровня спроса и его структуры, падение покупательной способности, а также отсутствие простых и понятных правил игры. Степень тяжести последствий пандемии COVID-19 для каждой отрасли транспорта разная. Масштабы негативных последствий также зависят от степени интеграции страны в мировые логистические цепочки. На примере нескольких отраслей транспортной сферы (авиатранспорта, железнодорожного транспорта и автотранспорта) мы хотели бы рассмотреть и проанализировать негативные последствия, вызванные пандемией, а также сравнить степень их влияния в зависимости от отрасли и представить перспективы дальнейшего развития.
Елизавета Васильева
студентка 3 курса ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации».
Никита Рейес
студент 3 курса ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации».
Сфера железнодорожного транспорта

Пандемия COVID-19 нанесла сокрушительный удар по всей транспортной отрасли, и сфера железнодорожного транспорта – отнюдь не исключение. Эта отрасль в абсолютном значении пострадала почти в 4 раза меньше, чем авиатранспорт, и практически в равной степени с автотранспортом (табл. 1, 2, 3).
Источник: Инфраструктура и пандемия, 2020
https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/...
В целом на 31 июля 2020 года выручка в этих сегментах сократилась на 105 и 35 млрд руб. соответственно. При этом в большей степени отличаются от прогнозируемых значения для метрополитена, то есть для элемента городских железных дорог (наблюдается отклонение от прогноза на 20%).
Рис. 1. Падение пассажирских и грузовых перевозок в сфере железнодорожного транспорта на пике карантина, месяц наибольшего падения к соответствующему месяцу прошлого года (данные по России), %
Источник: Противодействие влиянию пандемии COVID-19 на железнодорожный транспорт в мире, июнь 2020 г.
https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/RZD_june2...
В рамках сферы железнодорожного транспорта можно отметить следующую общую для многих стран тенденцию: негативные последствия пандемии наиболее заметны в сфере перевозок пассажиров [3]. В России в апреле 2020 года объемы пассажироперевозок сократились на 72,1% (в США – на 95%, в Китае – на 87,2%, в Германии – на 85%). Такое значительное сокращение можно объяснить высокой степенью жесткости введенных карантинных мер (закрытие отдельных маршрутов, перевод сотрудников на удаленный режим работы, введение режима самоизоляции и т. д.). По оценкам подразделения Оксфордского университета Blavatnik School of Government, индекс жесткости карантинных мер [4] в России на середину апреля составил 85,19 балла против 72,69 балла в США и 56,94 балла в Китае.

Несколько иначе обстоит ситуация с перевозкой грузов: в России объемы перевозок сократились всего на 5,9% (против 35% в Германии и 28,2% в США). Это объясняется в первую очередь общей экономической ситуацией, сложившейся в стране в результате воздействия пандемии (спад деловой активности и, в частности, кризис добывающих отраслей).

Согласно аналитическому обзору «Инфраструктура и пандемия», сфера железнодорожных перевозок России будет восстанавливаться достаточно долго – полное восстановление до уровня 2019 года ожидается только к июню 2021-го. По мнению экспертов, скорость реабилитации железнодорожных перевозок будет во многом зависеть от общей ситуации в экономике и продолжительности наступившего в результате эпидемии кризиса. Главным трендом, как и во многих других отраслях экономики, станет использование новых информационно-коммуникационных технологий.

Сфера авиационного транспорта

Данная сфера пострадала из-за пандемии гораздо больше остальных. Суммарные потери с момента введения ограничений до 31 июля в абсолютном значении составили 503 млрд руб.
Источник: Инфраструктура и пандемия, 2020
https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/...
Такие значительные потери в данной сфере объясняются целым рядом факторов. Во-первых, отрасль авиатранспорта напрямую зависит от международных перелетов, которые были практически полностью ограничены. Многие страны целиком закрыли границы с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Авиасообщение с ними было временно приостановлено. Во-вторых, на отрасли негативно сказалось введение режима самоизоляции в большинстве российских регионов.

В данной отрасли, как и на железнодорожном транспорте, наблюдается следующая тенденция: падение пассажирских перевозок гораздо более значительно, чем грузовых. Это опять же объясняется жесткостью карантинных мер и общим снижением спроса на авиабилеты из-за нестабильной и опасной эпидемиологической обстановки. Туризм, являющийся важным фактором спроса на пассажирские авиаперевозки, на время полностью приостановился, что во многом поспособствовало такому сильному падению. Согласно докладу ICAO [6], 100% туристических стран ввели ограничения на данную сферу. Что касается грузовых перевозок, то этот сегмент достаточно стабилен и менее подвержен резким колебаниям.
Рис. 2. Падение пассажирских и грузовых перевозок в сфере авиационного транспорта за 7 месяцев 2020 г. (январь – июль) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные по России), %
Источник: Обзор рынка авиаперевозок
https://www.rzd-partner.ru/aviation/reviews/obzor-...
Согласно аналитическому обзору «Инфраструктура и пандемия», сфера авиационного транспорта России полностью восстановится только к июню 2021 года. При этом в рамках данной сферы будет необходима значительная поддержка со стороны государства в связи с высокими потерями, с которыми бизнес не способен справиться самостоятельно. Одним из неблагоприятных прогнозов является уход с рынка компаний, не справившихся с суровыми условиями пандемии, что также характерно для других транспортных отраслей.

Сфера автомобильного транспорта

На автомобильном транспорте, как и в других отраслях, наблюдаются потери в выручке. Однако они не очень велики и могут быть компенсированы в скором времени.

Наибольшие потери выручки в абсолютном значении наблюдаются в сферах такси и автомобильных перевозок (89 и 37 млрд руб. соответственно). При этом в большей степени от прогнозных значений отклоняется прибыль в сфере каршеринга (24,2%). Ухудшение ситуации в сегментах каршеринга и такси объясняется введением режима самоизоляции и переводом сотрудников на удаленный режим работы. Состояние отрасли автомобильных грузоперевозок ухудшилось в меньшей мере, поскольку в период наиболее строгого этапа ограничений объемы перевозок продуктов питания оставались на прежнем уровне. Собственно падение совокупной выручки по отрасли связано с сокращением объема отправки нефтепродуктов (кризис добывающей отрасли). Также в отрасли можно выделить следующий тренд: многие компании отказываются от автомобильного транспорта и делают выбор в пользу железной дороги.
Источник: Инфраструктура и пандемия, 2020
https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/...
Сфера автомобильного транспорта имеет все перспективы для быстрого полного восстановления. Так как компоненты этой сферы в основном предполагают индивидуальный транспорт, в котором риск заражения минимальный, они пользуются и будут пользоваться достаточным спросом во время пандемии и после. При этом данная сфера в меньшей степени опирается на поддержку государства в сравнении с железнодорожным и авиационным транспортом. Компании в сфере автомобильного транспорта прибегают к разным способам достижения доковидного устойчивого положения: от бесконтактной курьерской доставки до объединения ранее разрозненных сервисов.

На данный момент транспортная сфера, заметно изменившаяся вследствие пандемии COVID-19, постепенно восстанавливается после кризиса и адаптируется к новым реалиям. Наиболее сокрушительный удар пришелся на авиатранспорт, в меньшей степени пострадали железнодорожный и автомобильный транспорт.

В транспортной сфере наблюдаются принципиально новые тренды. Хотелось бы перечислить некоторые из них. Во-первых, во время пандемии и после будет наблюдаться уход с рынка слабых компаний, не выдержавших суровых кризисных реалий. Во-вторых, предприятия прибегают к введению удаленного режима работы с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий в качестве способа адаптации к сложившейся ситуации. Ну и, наконец, нельзя не отметить перехода многих компаний от использования автомобильного транспорта к железнодорожному.
Библиографический список

1. Инфраструктура и пандемия, 2020 (https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/...)
2. Противодействие влиянию пандемии COVID-19 на железнодорожный транспорт в мире, июнь 2020 (https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/RZD_june2...)
3. Железные дороги России. Рабочие отчеты, июнь 2020, с. 6 (https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/RZD_june2...)
4. CORONAVIRUS GOVERNMENT RESPONSE TRACKER (https://www.bsg.ox.ac.uk/research/research-project...)
5. Обзор рынка авиаперевозок (https://www.rzd-partner.ru/aviation/reviews/obzor-...)
6. Effects of Novel Coronavirus (COVID-19) on Civil Aviation (https://www.icao.int/sustainability/Documents/COVI...)

© All Right Reserved.

Made on
Tilda