CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ"
Бронепоезда русской армии
Бронированные вооруженные поезда хорошо показали себя в военных конфликтах ХХ века. Как они были устроены и в каких знаменитых боях приняли участие?

Автор: Александр Смирнов
Первый опыт

Возить по чугунке войска и военные грузы начали сразу после изобретения «сухопутных пароходов» – паровозов. Но использовать железнодорожный состав как боевую единицу впервые начали британцы в 1882 году в своих колониях. Против диких племен, не знавших подрывного дела и практически не имевших огнестрельного оружия, это было возможно. Но вот в 1899 году началась англо-бурская война на юге Африки, а среди буров (потомков голландских поселенцев в Южной Африке) оказалось много метких стрелков, они и динамитом умели пользоваться. Именно англо-бурская война 1899–1902 гг., казалось, разрушила надежды на боевые перспективы бронепоездов. Достаточно было подорвать пути спереди и сзади бронепоезда, а снайперам – не позволить поднять головы ремонтно-восстановительной бригаде. И все… Капитуляция бронепоезда, если не подоспеет выручка извне, – лишь вопрос времени.

В России бронированные поезда впервые появились в 1900–1901 гг. во время подавления национального восстания китайцев. Азиаты были плохо вооружены и не имели динамита. На русско-японскую войну Путиловский завод Петербурга не успел изготовить бронепоезда. Первый образец был готов лишь к лету 1905 года, когда война на Дальнем Востоке практически закончилась. Но русские военные инженеры раньше европейцев сообразили поставить на нем новое оружие – станковые пулеметы «Максим».

В 1914-м началась Первая мировая война. За весь ее период русские инженеры изготовили для армии и флота 15 бронепоездов: десять для действия в европейской части фронта, четыре для Кавказского фронта и один для охраны морского побережья в Финляндии. Стратеги Ставки учли ошибки прошлых войн. В начале века еще ни одна армия мира не имела самоходных артиллерийских установок. Всю полевую артиллерию, а также боеприпасы, продовольствие и снаряжение для артиллеристов возили кони-тяжеловозы. Установив на площадках бронированных поездов не только станковые пулеметы, но и пушки, военные сразу получили передвижные артиллерийские батареи, ограниченные в своих возможностях лишь протяженностью рельсового пути. И все же скептики с недоверием относились к бронепоездам как к самостоятельным боевым единицам. Практика войны уже в первый ее месяц развеяла сомнения.
Первый Георгиевский кавалер – железнодорожник

Боевое крещение в ту войну уже 22 августа 1914 года первым прошел бронепоезд 9-го железнодорожного батальона Юго-Западного фронта. Бронепоезд, вооруженный всего одним орудием и 12 пулеметами, на полном ходу вылетел на железнодорожный мост города Станислава и огнем разметал позиции австрийской пехоты, обеспечив тем самым успешный штурм города. Высочайшим повелением императора Николая II командир бронепоезда подпоручик Александр Белов был произведен в поручики, а Георгиевская дума утвердила представление на награждение его орденом Святого Георгия IV степени. Вся команда бронепоезда была удостоена солдатских Георгиевских крестов. Так на Юго-Западном фронте появилась редкая часть не только в железнодорожных войсках, но и во всех вооруженных силах империи, где все как один были георгиевскими кавалерами.

Морской бронепоезд

Пассивность Балтийского флота утомляла энергичных моряков, и они обратились к командованию с предложением сформировать из них команду «сухопутного броненосца». Летом 1915 года на Северо-Западном фронте появился бронепоезд под Андреевским флагом. Он был подчинен командиру морской бригады, генерал-майору В. Мазурову. Военачальник командовал пехотинцами в тельняшках – моряками, добровольно вызвавшимися на фронт из экипажей бездействовавших линкоров. Летом 1915-го матросы «сухопутного линкора», вооруженного всего двумя 37-миллиметровыми орудиями и десятком пулеметов, двое суток не давали своим огнем с железнодорожного моста кайзеровской пехоте переправиться через реку. А когда подошло подкрепление, моряки-железнодорожники, оставив свои пушки без снарядов, пошли в штыковую атаку.

Бронепоезд «Генерал Анненков» и штабс-капитан Пилсудский

Эта воинская часть была легендой железнодорожных войск России в Первую мировую войну. Многие ошибочно думают, что бронепоезд назван в честь белоказачьего атамана сибирских казаков гражданской войны Бориса Анненкова. Вовсе нет, военные железнодорожники назвали свой броненосец в честь военного инженера, генерала Михаила Николаевича Анненкова. Интересным было то, что командовал им родственник будущего «пана коменданта» суверенной Польши – штабс-капитан Олесь Пилсудский. Бронепоезд был еще и первым в истории, получившим именное название.
Это был поистине шедевр военно-инженерной мысли того времени.

Паровоз защищали листы стали 20 мм толщиной, борта вагонов – 20 мм стали, 25 мм пробки и 20 мм войлока, служившие еще и утеплителями. Командир и два офицера были снабжены перископами для наблюдения за полем боя, снятыми с подводных лодок. Все вагоны и паровоз были соединены местным телефонным кабелем, в командирском вагоне была установлена рация. Боекомплект составлял 180 снарядов. 3 офицера и 50 нижних чинов имели по койке, каждый вагон был оборудован печью, санузлом и кухонным углом.
После революции бронепоезд захватили финские войска. Естественно сменили паровоз и установили орудия большего калибра. Бывший «Генерал Анненков» под финской синей свастикой воевал против советских войск три войны: в 1918–1919 гг., 1939–1940 гг. и 1941–1944 гг. Один из его вагонов можно и сейчас увидеть в танковом музее финского города Паролы.


Вторая мировая война

К 1 сентября 1939 года все страны, вступившие в войну, имели на вооружении бронепоезда. Кроме Великобритании, потому что избиратели Черчилля верили, что война не затронет их остров. И еще одна особенность, объединяющая войска континентальных государств: вплоть до 1943 года ни армия СССР, ни Третьего рейха и ничья другая армия не имели самоходных артиллерийских установок.

Успех применения бронепоездов в Первой мировой и в гражданских войнах (не только в России, но и в Испании, Финляндии, Китае, Венгрии и Германии) вселил оптимизм в их идеологов. К 1939 году на бронепоезда стали устанавливать не только орудия крупного калибра, но и танковые башни с пушками. И хотя военная авиация развивалась одновременно с бронепоездами, в годы Первой мировой войны ни один бронепоезд не был убит с самолета. Хрупкие аэропланы не несли тяжелых авиабомб, а от осколков мелких бронепоезда защищала броня. Да и пикирующих бомбардировщиков и прицелы для бомбометания к тому времени еще не изобрели. Генштабы ряда стран были убеждены в неуязвимости бронепоездов. А зря. Уже в сентябре 1939-го все три бронепоезда польской армии были уничтожены пикирующими бомбардировщиками люфтваффе, практически без соприкосновения с противником.
На 22 июня 1941 года в РККА стояли на вооружении 50 бронепоездов, в частях НКВД – еще 24. В Советском Союзе с 1941 по 1945 год на фронте действовало более 200 бронепоездов армии и флота. Само словосочетание «бронепоезд военно-морского флота» звучит как абсурд, но реалии войны сделали абсурд фактом. Неожиданная необходимость частям советского флота защищать военно-морские базы с суши, фактически бездействие крупных надводных кораблей – все это привело к тому, что с судостроительных заводов стали снимать для усиления железнодорожных площадок броню, а с линейных кораблей и крейсеров – корабельную артиллерию для установки на бронепоездах ВМФ.

Легендой среди бронепоездов стал БП № 5 Севастопольского укрепрайона, защищавший столицу Крыма с октября 1941 по июль 1942 года. Гитлеровцы называли его мистически – «зеленый призрак», а моряки-черноморцы назвали его в честь матроса гражданской войны – «Железняков». Авиабомбами немецких пикировщиков в 1941-м был уничтожен 21 советский бронепоезд, в 1942-м – уже 42 железнодорожных бронегиганта. Севастопольскому «Желязнякову» повезло с местом боевых действий…
О действиях этой спецтехники времен Второй мировой войны написано немало, но сейчас очень редко можно встретить человека, который в 1942–1943 гг. воевал на одном из советских бронепоездов. Жителю Тосно Ленинградской области Михаилу Павловичу Вавилову в 1941 году стукнуло 17 лет. Начал войну курсантом летного училища, продолжил пулеметчиком берегового прикрытия 30-й батареи Черноморского флота, позже служил пулеметчиком на бронепоезде № 61 Северо-Кавказского фронта. Он не только своими глазами видел этот «зеленый призрак», но даже переночевал в вагоне отдыха этого бронепоезда.
– Прибыли мы в Севастополь в мае 1942 года, – рассказывает ветеран. – Пока не распределили по частям, две ночи пережидали в горном тоннеле. На параллельных путях железнодорожных тоннелей Крыма стояли комфортные спальные вагоны – в них днем отдыхал экипаж «Железнякова». Мы спали в них ночью, пока они немца громили. Днем бронепоезд прятался в тоннеле от немецкой авиации. Экипаж отсыпался и отдыхал днем, потому что в светлое время суток бронепоезда были практически беззащитны перед авиацией. Да, стояли зенитные автоматы, счетверенные пулеметы «Максим»… После войны я узнал, что у нашего командования была идея сделать из бронепоезда «сухопутные корабли ПВО» по примеру американцев, которые прикрывали ими от японских камикадзе свои океанские авианосцы.

Но корабли ПВО были утыканы стволами зенитной артиллерии, как еж иголками. И маневрировать в открытом море легче, чем по ниткам рельсовых путей. И главное – мы пытались стрелять по немецким самолетам прицельно. «Юнкерс» падает в пике, и еще наш бронепоезд движется неравномерно: то скорее, то резко тормозит – попасть в цель зенитчикам почти невозможно. Американские комендоры не строчили прицельно, а на время атаки с воздуха над собой создавали огневой зонтик – плотный заградительный огонь. Но самый маленький морской корабль ПВО имел на борту больше стволов и боеприпасов, чем самый большой наш бронепоезд. Осенью 1942-го я уже сам служил пулеметчиком ПВО на нашем бронепоезде № 61. На крупной железнодорожной станции Купянск скопилось целых три бронепоезда, включая мой. В небе появилась эскадрилья немецких пикировщиков. Да, мы палили из всех стволов… В итоге я со вторым тяжелым ранением в госпитале, все три бронепоезда разорваны авиабомбами в клочья.
Немного статистики. В 1943 г. советские войска потеряли всего два бронепоезда. Вплоть до мая 1945 г. вообще обходились без потерь.

Почему? На бронепоезда перестали возлагать функции ПВО станций. Конечно, немецкая авиация уже сильно ослабла, но главное – бронепоезда стали тем, чем должны были быть – передвижными артбатареями, действовавшими преимущественно ночью.
Расстреливали они малоподвижные цели с дальних дистанций. В апреле 1945 г. пять бронепоездов 1-го Белорусского фронта вели огонь по Берлину.

Бронепоезда и спустя 100 лет стоят на вооружении Российской армии. Например, охраняют железнодорожные коммуникации Северо-Кавказского военного округа.

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Елена Ушкова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda