CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ"
«Царь-пушка» ХХ века
16 марта 2017 года недалеко от Музея Победы на Поклонной горе распахнула свои двери для пассажиров станция «Минская» Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена. Дизайнеры решили использовать в оформлении станции фрагменты одного из самых интересных экспонатов Музея Победы, находящегося неподалеку, – советскую сверхтяжелую железнодорожную артиллерийской установку ТМ-3-12. Этот экспонат с легендарной судьбой величают «сухопутным линкором», «чудо-пушкой», «царь-пушкой № 2».

Автор текста: Александр Потапов
В начале пути

Размеры артустановки впечатляют любого посетителя музея. Ее общая длина составляет 40 м, калибр орудия – 305 мм, длина ствола – 15 м, масса в боевом положении – 340 т. Несмотря на такие значительные размеры установка в походном положении без проблем могла передвигаться на паровозной тяге по большей части железных дорог СССР, кроме того, у транспортера ТМ-3-12 имелся и небольшой двигатель для передвижения самоходом.
Сами артиллеристы в военно-полевом быту уважительно и ласково расшифровывали аббревиатуру «ТМ» как Татьяна Михайловна. В боекомплект артиллерийской установки входили снаряды образца 1911 года массой 470 кг, а также принятые на вооружение в 1928 году в СССР фугасные дальнобойные снаряды массой 314 кг. Расчет установки состоял из 50 человек. Скорострельность – 1,8–2 выстрела в минуту, наибольшая дальность стрельбы – 30 тыс. м.

Активная разработка в СССР подобных железнодорожных артиллерийских систем велась в 1920–1930-х гг. Проектирование морского транспортера ТМ-3-12 (тип 3, калибр 12 дюймов), ставшего теперь музейным экспонатом, началось в 1935 году в Ленинграде, в конструкторском бюро под руководством талантливого русского инженера Александра Григорьевича Дукельского, который уже имел опыт создания подобных изделий, получивших названия ТМ-1-14 и ТМ-2-12. Производство новых установок было налажено в г. Николаеве и завершено 1 января 1939 года. В этой работе также принимали участие ленинградские заводы «Большевик», Металлический завод, «Красный путиловец» и вагоностроительный им. Егорова.
Всего было изготовлено три установки ТМ-3-12. Они были оснащены поднятыми со дна Черного моря отдельными частями и механизмами, когда-то входившими в оснащение башен линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 году в Севастополе в результате взрыва. Сами орудия, изготовленные для строящихся линкоров серии «Измаил», были взяты со складов, где они оставались еще с дореволюционных времен.
Все три изготовленных в Николаеве орудийных транспортера ТМ-3-12, преодолев по железной дороге путь от Черного моря до Балтики, были доставлены в район Ленинграда и составили 9-ю Отдельную железнодорожную артиллерийскую батарею во 2-м железнодорожном дивизионе тяжелой артиллерии. Чтобы привести в действие это грозное оружие, передислоцировать его на театре военных действий, снабдить боеприпасами, защитить от противника, а также обеспечить ремонт и обслуживание, нужно было иметь специальную инфраструктуру: комплекс вспомогательной техники, вагоны-казармы, вагоны-кухни, вагоны-склады, вагоны управления огнем, вагоны-штабы и т. д. Требовались десятки и сотни батарейцев для укомплектования боевых расчетов, командиров и краснофлотцев, способных обращаться с орудиями, боеприпасами и сложнейшими механизмами. Автономность существования батареи обеспечивалась размещавшимися в отдельных эшелонах средствами ПВО и подвижной базой.

Железнодорожные артиллерийские транспортеры, в том числе ТМ-3-12, обладали многими преимуществами перед стационарными батареями: высокой маневренностью и автономностью, способностью довольно быстро менять позицию, перемещаться на значительные расстояния. Первоначально предназначенные для стрельбы (главным образом по морским целям), они вобрали в себя все лучшее, что до них было создано в корабельной артиллерии. Однако в боевых действиях они могли использоваться и для поражения наземных целей. Но у железнодорожных артустановок был серьезный недостаток – сложность горизонтального наведения на цель при стрельбе с пути: приходилось сооружать специальные закругленные отводы (усы) от основного железнодорожного пути, перемещаясь по которым транспортер менял угол поворота орудия и угол обстрела. Для поражения морских целей, движущихся с большой скоростью и сменой курса, были построены специальные огневые позиции с бетонными основаниями. Заезжая туда, железнодорожный транспортер превращался в классическую береговую установку. При этом артсистема была связана с землей фактически только в одной опорной точке, вокруг которой она могла вращаться на 360 градусов.
Проверка боем

Первое боевое применение ТМ-3-12 состоялось во время советско-финляндской войны 1939–1940 гг. Эти артиллерийские установки успешно использовались для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма и при штурме Выборга. После завершения войны установки были переправлены на полуостров Ханко, который СССР получил от Финляндии по условиям заключенного мирного договора. Здесь установки встретили начало Великой Отечественной войны. Своим артиллерийским огнем они подавляли финские огневые точки, расположенные на близлежащих островах, а также не давали возможность боевым кораблям ВМС Финляндии вести прицельный обстрел полуострова Ханко. Оборона Ханко продлилась до 2 декабря 1941 года. Когда советским войскам пришлось оставить полуостров, эвакуировать громоздкие установки в условиях войны не представлялось возможным. Поэтому их пришлось демонтировать, частично уничтожить и затопить.

Овладевшие полуостровом финские военные решили вернуть эти установки к жизни. В период с июня 1942 года по июль 1943-го их ремонтному отряду удалось восстановить и испытать транспортеры ТМ-3-12. Однако окончательно в строй они введены так и не были и в боевых действиях не участвовали.

После выхода Финляндии из войны все трофеи, которые были захвачены финской стороной у Советского Союза, подлежали немедленному возврату. В январе 1945 года СССР получил назад три транспортера ТМ-3-12. Они вошли в состав 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады в качестве отдельной железнодорожной батареи № 294 в г. Балтийске Калининградской области, где прослужили до 1961 года. После ремонта на Обуховском сталелитейном заводе железнодорожные артсистемы были переведены на склад, расположенный в п. Форт Красная Горка Ленинградской области и поставлены на консервацию.
Тяжелые железнодорожные транспортеры, которые, казалось бы, совсем еще недавно представляли собой высший уровень технического и военного совершенства, переместились в категорию ветеранов традиционной отечественной артиллерии. Им на смену приходили ракеты. Но опыт создания и применения в боевой обстановке «сухопутных линкоров» был с успехом использован при создании нового оружия. Многие свои уникальные свойства железнодорожные артиллерийские транспортеры первой половины XX века передали боевым железнодорожным ракетным комплексам «Скальпель», нынешним стратегическим ракетным комплексам мобильного базирования «Тополь-М» и подвижным ракетным комплексам РС-24 «Ярс».
На службе истории

В конце ХХ века находившиеся на хранении в Форту Красная Горка установки ТМ-3-12 были на грани уничтожения. Их планировали разрезать на металлолом. К счастью, судьба их оказалась иной. Одна из установок вскоре разместилась на открытой площадке Музея Победы.
В феврале 2000 года, после многочисленных обращений в различные инстанции инициатора данного процесса, тогдашнего директора Музея Победы Вячеслава Ивановича Брагина, было получено решение главкома ВМФ, адмирала флота В. И. Куроедова о безвозмездной передаче 305-миллиметрового транспортера музею. Также безвозмездно согласился перегнать уникальный 340-тонный груз из Санкт-Петербурга в Москву министр путей сообщения РФ Н. Е. Аксененко. Общими усилиями железнодорожников и военных моряков был отремонтирован участок пути длиной не менее 300 м, разобран ангар – почти 40-летнее жилище артустановки.

После нескольких экспертиз железнодорожники попытались осуществить ее перевозку в неразобранном состоянии. Двинувшийся в путь в ночь с 9 на 10 июня 2000 года спецсостав с транспортером TM-3-12 проследовал через Ораниенбаум, Ломоносов и Петергоф, но был вынужден остановиться на ст. Шушары в 10–12 км от Санкт-Петербурга. Стало ясно, что дальше на своих тележках артустановка двигаться не может из-за перегрева колесных букс. Тогда Н. Е. Аксененко приказал руководству Октябрьской железной дороги безвозмездно построить огромную платформу, которая была готова уже через 2 месяца.

Наконец 5 сентября 2000 года орудие оказалось в Москве, на станции Москва-Киевская-Сортировочная. Во всех мероприятиях, связанных с доставкой в Москву этого гигантского экспоната, музею оказывали безвозмездную помощь и поддержку военные моряки и железнодорожники. Непосредственно приступить к финальному этапу – установке ТМ-3-12 на открытой площадке музея – удалось только через год после ее доставки в Москву. Все это время она пробыла на железнодорожных путях, периодически перемещаясь от товарной станции на Киевском вокзале до станции Москва-Сортировочная и обратно, поскольку постоянно кому-то мешала.

Для сооружения основания был сделан надежный арматурный каркас и уложено в вырытый котлован более 100 куб. м бетона. Московско-Смоленское отделение Московской железной дороги передало музею на безвозмездной основе 40 м рельсового полотна с железобетонными шпалами, а подразделение военных путейцев оперативно и надежно смонтировало на подорудийном основании рельсовую решетку. Однако при проверке маршрута перемещения артустановки от Москвы-Сортировочной к месту ее размещения на открытой площадке музея выяснилось, что препятствием на этом пути будет мост над Минской улицей, по которому идут поезда киевского направления. Он оказался на 1 м ниже верхней точки артустановки, погруженной на трайлер. Поэтому пришлось отсоединить ствол, что было далеко не простой задачей...
И все же 19 сентября 2001 года артсистема была успешно расчленена и подготовлена к транспортировке. Дальнейшие операции по погрузке конструкций артустановки на автомобильные платформы, перевозке и последующему монтажу при весе ствола 84 т и весе главной балки 130 т, а также по соединению их в одно целое на специальной площадке тоже были весьма сложным делом. Однако благодаря слаженности действий для перевозки установки потребовалось 45 мин., а собрали ее фактически за один день. Ствол уложили в ложементы артустановки в 21 ч 50 мин. 16 октября 2001 года. Морской железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-3-12 стал уникальным и достойнейшим памятником выдающемуся русскому конструктору-оружейнику А. Г. Дукельcкому, таланту и мастерству рабочих отечественной оборонной промышленности.

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Елена Ушкова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda