CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ
Танковый сервис
Вопрос качественного и быстрого обслуживания, необходимого для поддержания работоспособности танк-контейнеров, всегда актуален для каждого оператора. Особенно если речь идет о перевозке опасных грузов, которые чаще всего и транспортируют таким способом. К тому же обслуживание и своевременный ремонт тары обеспечивают сохранность груза и длительный срок службы контейнеров.

Автор текста: Татьяна Симонова
Свободное место на рынке

Несмотря на то, что эксперты отмечают постоянный рост перевозок в танк-контейнерах, сервисных центров для их обслуживания катастрофически не хватает. Причем это касается как постоянного обслуживания, так и капитального ремонта. По мнению участников отрасли, основные проблемы в сегменте танк-контейнерных перевозок связаны с тем, что рынок начал развиваться совсем недавно. В частности, в России есть дефицит специализированных сервисных предприятий. Как отмечает ведущий эксперт-аналитик отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий Сергей Оленин, всего одно депо сертифицировано на ремонт котлов танк-контейнеров. Также не хватает пунктов промывки-пропарки контейнеров-цистерн, тогда как эти процедуры требуются постоянно – после каждой перевозки. Естественно, это увеличивает порожний пробег и усложняет технологию перевозок танк-контейнерами.

«К сожалению, в России пока недостаточно наработана практика использования танк-контейнеров в перевозочном процессе, из-за чего периодически происходит повреждение этого вида тары, так как у работающего с ним персонала не хватает опыта и специальных знаний», – не раз отмечали участники отрасли. Логистика данного вида перевозок затруднена, прежде всего из-за отсутствия терминалов слива-налива для танк-контейнеров (в первую очередь это касается сжиженных газов), поскольку в настоящее время российские терминалы нацелены и оборудованы в основном для погрузки-разгрузки цистерн.
С легким паром

Танк-контейнер создан для мультимодальных перевозок. Казалось бы, его конструкция весьма проста: цистерна и рама. С другой стороны, это устройство продумано так, что позволяет перевозить пищевые и химические жидкости, сжатые и сжиженные газы – всего порядка 500 номенклатур. В перечень обязательных мероприятий по обслуживанию танк-контейнеров входит мойка на специальном оборудовании, которое обеспечивает качественную очистку поверхностей даже после перевозки грузов класса опасности 6.1 и латекса.
При оценке технического состояния проводятся замеры остаточных толщин стенок и дефектоскопия сварных швов. При этом подготовка тары для перевозки нефти и нефтепродуктов на промывочно-пропарочных станциях является наиболее ресурсозатратным и экологически опасным технологическим процессом. Охрана окружающей среды при обработке цистерн обеспечивается за счет рециркуляции моющего раствора в замкнутом цикле без образования сточных вод и за счет улавливания и очистки выделяющихся при дегазации парогазовых выбросов. Для предотвращения случайных утечек моющего раствора через сливные приборы и при наружной обмывке необходимо в пути промывочного комплекса устраивать водонепроницаемое покрытие с уклоном к отводящим лоткам и сборный колодец с насосом для возврата раствора в моечный цикл.
Как правило, на провмывочно-пропарочных станциях проводится механическая очистка внутренней и внешней поверхности от твердых остатков груза, удаление остатков опасных грузов, дезактивация, дегазация, промывка с использованием реагентов, пропарка. Все эти процедуры обязательны, так как при транспортировке химических грузов, зачастую опасных, их смешение недопустимо. Ведь это может привести не только к изменению свойств продукта, но и к несчастным случаям. Участники рынка единодушны: «Строительство сертифицированных контейнерных депо для промывки и других видов обработки танк-контейнеров – остро необходимая мера для развития соответствующего вида перевозок».
Все дело в мелочах

Но обработка тары – это не единственный камень преткновения. Танк-контейнеры требуют также вполне традиционного сервиса. Ремонтное депо должно осуществлять обслуживание на всех уровнях: от простейшего до капитального. Кроме того, одно из требований времени – это мобильный переливочный комплекс для неопасных жидких грузов, позволяющий быстро, безопасно и без потерь перекачивать пищевые и технические жидкости, а при необходимости и разогревать их.
Еще одна проблема сегодня заключается в том, что зачастую мастерские не могут оперативно произвести обслуживание из-за отсутствия необходимых запасных частей. По словам экспертов, неснижаемый объем запасных частей должен включать в себя колесные пары, надрессорные балки, боковые рамы, автосцепки и поглощающие аппараты. При этом полный комплекс услуг в одном месте получить практически невозможно. Многие предприятия оказывают только часть услуг. Если же необходимы полномасштабные работы, то придется озадачиться. Спасает ситуацию лишь то, что парк относительно новый. Средний возраст не превышает 10 лет. Тем не менее при грузоперевозках контейнеры подвергаются различным воздействиям – механическому, температурному, интенсивного ультрафиолетового излучения, – приводящим к снижению или утрате рабочих характеристик и внешнего вида.
В итоге малое число и удаленное расположение от точек погрузки/выгрузки станций обслуживания танк-контейнеров увеличивает порожний пробег, усложняя, таким образом, развитие данного сегмента перевозок. Участники рынка нашли выход из сложившейся ситуации: предприятия, наращивающие парк танков, запускают собственные депо, которые обеспечивают комплексное обслуживание не только их тары.

По мнению ряда экспертов, при развитии инфраструктуры, даже в таком варианте, танк-контейнеры могут вытеснить с железных дорог специализированные вагоны, большая часть которых не только устарела и требует более тщательного ремонта, но и уступает по качественным и экономическим показателям. В первую очередь – по мультимодальности.

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Татьяна Симонова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda