«Что самое главное при транспортировке опасных грузов? Минимизация вредного воздействия на окружающую среду и сохранение груза в полном объеме. Сегодня залив продукта в танки или цистерны происходит в основном открытым способом. Открыли люк, бросили туда рукав, при этом часть груза неизбежно проливается на корпус транспортного средства, на эстакаду, остается в рукаве. А затем по пути все это расплескивается и попадает в почву. О происходящем свидетельствует внешний вид подвижного состава. Мы же разрабатываем и внедряем такие способы погрузки/разгрузки, которые позволяют избежать утечки продукта и выброса паров в атмосферу. Напомню, что заливается вещество температурой 50–60 градусов. Например, при заливе серной кислоты используем закрытый способ, то есть налив продукта через запорную арматуру», – рассказал технический директор ООО «Спецтрансгарант» Евгений Богданов.
Такой же вариант используют и многие другие компании, которые уделяют внимание экологии и безопасности перевозок. С. Семенцов комментирует, что правила перевозок опасных грузов регламентируют действия операторов. Однако, по его мнению, они недостаточно актуализированы. «В РФ должна сложиться прозрачная и объективная картина рынка перевозок опасных грузов. Это важно, так как сейчас отрасль динамично развивается: разрабатываются новые конструкции, применяются современные материалы при производстве тары и подвижного состава, которые еще никак не отражены в нормативной базе», – считает эксперт.
К тому же, по его словам, чтобы наращивать объемы перевозок опасных грузов, необходимы соответствующие условия. В частности, современные нормы по размещению и креплению опасных грузов на подвижном составе, которые позволят защищать тару от ударов и опрокидывания. Пока вопрос об актуализации нормативной базы и включении в правила факта появления новых видов тары для перевозки опасных грузов только обсуждается. Кроме того, нельзя не учитывать, что к опасным грузам относятся ядохимикаты, легковоспламеняющиеся и едкие вещества. Несоблюдение норм и правил доставки таких номенклатур может привести к непредсказуемым последствиям. Некоторые пробелы в правилах, связанных с эксплуатацией танк-контейнеров на железных дорогах, целесообразно заполнить.