– Реформирование железнодорожной отрасли продолжается вот уже второе десятилетие, а конца и края пока не видно. В частности, так и не решен вопрос о разделении инфраструктуры и перевозочной деятельности. Надо это делать или нет? И что изначально предполагалось сделать?
– Концепция реформирования обсуждалась в начале 2000 года.
И я, будучи в то время начальником Московской железной дороги и членом коллегии МПС, говорил, что на первом этапе реформы нельзя предусматривать разделение инфраструктуры и перевозочного процесса. Это может перечеркнуть всю реформу и повлечь за собой негативные последствия для отрасли. Я предлагал вернуться к этому вопросу в конце второго этапа (в 2010 г.), если для этого будут созданы объективные условия. Члены коллегии МПС и даже министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф тогда поддержали меня в этом.
Как известно, в конце второго этапа реформы правление ОАО «РЖД» привлекало ряд институтов для проведения исследований о последствиях такого шага на железнодорожном транспорте европейских и неевропейских стран. Общий вывод таков. Первое: при разделении инфраструктуры и перевозочной деятельности общие затраты на железнодорожные перевозки могут возрасти в пределах от 20 до 40%.
Второе: поиск источников для покрытия постоянных издержек инфраструктурной компании является слабым местом модели разделения. При этом плата за пользование инфраструктурой может стать неподъемной для некоторых участников рынка, а это будет препятствовать развитию конкуренции. И главное – разделение увеличивает риск потери технологической устойчивости и безопасности перевозок. Третье: немаловажно знать, что самые большие железные дороги мира (в Китае, США и Канаде) интегрированы, то есть инфраструктура и транспортные услуги предоставляются там одной компанией!
Помню, выступая на съезде железнодорожников в 1996 году, я задал вопрос председателю правительства РФ В. С. Черномырдину: «Готово ли правительство содержать инфраструктуру железных дорог?» Он промолчал, и я сделал вывод: не готово!
И сегодня в этом плане ничего не изменилось. Кроме того, в 2005–2015 гг. были приняты некоторые решения, которые не улучшают перевозочный процесс, а, наоборот, сдерживают его. Если на это наложить еще и разделение, сеть работать не будет.
– Да, приватизация вагонного парка нарушила отлаженную за десятилетия схему перевозочного процесса на сети железных дорог. Если оценивать ее с точки зрения привлечения частных инвестиций в подвижной состав, то это миллиарды рублей. Но как это сказалось на работе железных дорог?
– К реформированию гигантской системы жизнеобеспечения страны, какой являются железные дороги, надо подходить с особой осторожностью. И принимаемые решения должны быть очень продуманными и взвешенными.
Вернемся к той расширенной коллегии МПС, где обсуждалась концепция реформирования. Я тогда настаивал на том, чтобы на первом и втором этапах 50% инвентарного парка сохранялось в собственности ОАО «РЖД». А вторую половину парка планировалось передать в частные руки. Это было необходимо для отработки всех принципов работы приватного парка.
Вопросов было много. Дело в том, что приватный парк увеличивает процент порожнего пробега и простои на подъездных путях, кроме того, его необходимо было закрепить за ремонтными предприятиями, отработать взаимоотношения собственников вагонов и перевозчика.
Словом, перевозочный комплекс, как живой организм, должен был перестроиться на работу в новых условиях. Но когда руководители РЖД открыли все шлюзы приватным вагонам, то они, фигурально выражаясь, парализовали сеть железных дорог! Уже к 2014 году парк на 288 тыс. вагонов превышал тот, который был необходим для ежесуточной погрузки 3,36 млн т грузов (по отчетным данным ОАО «РЖД» за 2014 г.).
В итоге качественные показатели использования вагонного парка, образно говоря, провалились: общий оборот вагона не ускорился, а замедлился на 40% (!), простой на технических станциях увеличился на 50%, а производительность вагона снизилась на 25%. На сети железных дорог без движения на главных направлениях ежесуточно простаивало до 300–400 брошенных поездов с грузами. Такого в истории железных дорог не было никогда! А ведь работа вагонного парка, как в зеркале, отражает, кто управляет сетью железных дорог. Так было всегда, а в период реформирования – особенно.
В тех искусственно созданных условиях руководители компании «РЖД», чтобы уйти от персональной ответственности, перевели стрелки на правительство, доказывая, что надо срочно выделять средства для развития сети железных дорог, строить отели для отстоя (заметьте: не для работы!) вагонов, которыми забиты главные хода. И требовали даже прекратить производство вагонов, дабы не увеличивать их избыток на сети.
И только карательные, как я их называю, меры (запрещение выпуска на пути общего пользования вагонов с продленным сроком службы, массовое их списание, взимание платы за непроизводительные простои плюс отставленные от работы более 120 тыс. (!) вагонов на подъездных путях) позволили задышать отрасли и начать ее возвращение на исходные рубежи. Но для этого потребуется не один год.