«Оценивая текущие показатели работы РЖД, можно с уверенностью сказать, что пока транзит РЖД не нужен. Ключевая проблема здесь – это отсутствие у него хозяина перевозки», – заявил президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. По его мнению, на обеспечение необходимого уровня сервиса у экспедиторов не хватает, кроме прочего, административного ресурса. Наиболее узкое место при организации транзитных перевозок – это отсутствие единого технологического процесса на сети РЖД. И создать его возможно только при помощи введения новых правовых актов.
«Принятие закона о транзите – один из путей для создания единого технологического процесса. Это необходимый фундамент для следующего шага – технологии перевозок, которая может иметь статус постановления правительства. В рамках этого документа должно быть прописано, кто что делает и за что несет ответственность со стороны как государственных ведомств, так и транспортных компаний», – заявил П. Иванкин. В противном случае транзит будет страдать от отсутствия необходимого лоббизма, который могут себе обеспечить экспортеры и импортеры.
«Так, обеспечение транзитных перевозок пошло под нож в секвестированной инвестпрограмме РЖД в первую очередь. Всех интересует, сумеем ли мы вывезти объемы угля по Восточному полигону, но никто не обсуждает проблемы контейнерных поездов», – добавил эксперт. По его словам, май этого года показал, на чью сторону встанут железнодорожники в случае конфликта с экспортерами, – 15 дней контейнерные поезда для проследования в сторону Восточного полигона не принимались.
Член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Александр Тысячников добавил, что закон о смешанных перевозках необходим и для развития экспортных и импортных отправлений. Юридическое закрепление статуса оператора смешанных перевозок необходимо в том числе и для организации процессов предварительного информирования и сквозного документооборота. Отсутствие прописанных в законодательстве параметров не позволяет российским перевозчикам использовать рекомендованные на международном уровне документы для оформления операторской перевозки. При их появлении оператор сможет, подключившись через систему, передать имеющуюся информацию во все заинтересованные органы для сокращения возможных задержек на стыках. Так, если заранее отправить информацию о грузе на борту судна в ФТС и на железную дорогу (и заранее подать ГУ-12), то к моменту прибытия судна из Европы можно ускорить оформление транзитного таможенного документа и одновременно получить от РЖД и собственников подвижного состава нужное количество фитинговых платформ. А. Тысячников особенно подчеркнул, что такая практика на мировом транспортном рынке уже используется.
Юлия Чернышевская