Вопрос необходимости субсидирования транзитных перевозок требует отдельной дискуссии. А. Кириллова рассказала, что в рамках федерального проекта «Экспорт услуг» предложение о выделении субсидий опирается на целевой рост объемов сухопутных грузоперевозок до 8%, увеличение привлекательности для иностранных грузоотправителей транзитных железнодорожных перевозок через территорию РФ по сравнению с морскими перевозками и перенаправление контейнерных перевозок, осуществляемых морским транспортом, из Японии и Южной Кореи. При этом, по оценке ОАО «РЖД», ожидается прирост транзитных грузопотоков к 2025 году – 300 тыс. TEU, поступление налогов в бюджет до 11 млрд руб. и прирост экспорта транспортных услуг до 6%.
По словам А. Кирилловой, президент ГК «Дело» Сергей Шишкарев оценил размер субсидии в $900, и эта цифра есть в расчетах транспортного сообщества. На эти цели в 2021 году из бюджета может быть направлен 1 млрд руб. Однако, как заметила А. Кириллова, российская программа не планирует субсидировать китайский транзит, пока КНР не отменит собственные дотации. Стартовать проект может с Японии и Южной Кореи. Реакция Китая на введение подобных мер поддержки, как считает А. Кириллова, вполне может привести к тому, что страна ускорит урезание собственных субсидий.
Генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов на это ответил, что несмотря на большие усилия по развитию взаимодействия с японским рынком с каждым годом наблюдается деградация перевозок. «Я не был бы столь оптимистичен, что субсидии позволят резко поднять уровень перевозок из Японии в Европу», – отметил эксперт. Корейская промышленность, в свою очередь, способна аккумулировать серьезный поток грузов через территорию Казахстана и по Транссибу, но по объемам они не смогут сравняться с китайскими отправками, поэтому на данный момент определяющим остается рынок Китая.
Г. Бессонов считает, что снижение тарифа на перевозку транзитных груженых контейнеров за счет выделения бюджетных средств не позволит решить ключевую проблему, сдерживающую развитие транзитного потенциала России, – расширение инфраструктурных мощностей страны. По его словам, снижение тарифа, несомненно, принесет эффект, но только в краткосрочной перспективе, особенно с учетом того, что действующий российский тариф – один из самых низких в мире.
Юлия Чернышевская