Конкуренция среди участников рынка, по их же признанию, с каждым годом только обостряется. Если оценивать географические преимущества, то Клайпедский порт традиционно обслуживает грузы Белоруссии и сражается за них, используя все инструменты, включая демпинг на ставки на грузоперевозки и перевалку в порту. Специалисты рассказывают, что литовские логисты наиболее активны и борются за каждую тонну и цент как у себя, так и на соседнем латвийском поле. Белоруссия экспортирует через порт Клайпеда нефтепродукты, минеральные удобрения и древесину и поставляет грузы в основном железнодорожным транспортом.
Кроме того, каждые две недели транзитный поезд отправляется из порта через/до Минска с теми же контейнерами и далее направлением к Черному морю. Все три страны связывают маршрутные поезда, например «Балтика-Транзит» и «Зубр», идущие в сторону государств Средней Азии. По данным латвийской железнодорожной компании Latvijas dzelzcels, в 2019 году «дочка» предприятия, LDz Cargo, заключила несколько договоров на контейнерные перевозки поездами «Балтика-Транзит», «Балтика-Транзит IV» и «Евразия», обеспечивающими доставку грузов по маршруту страны Балтии – Казахстан и страны Центральной Азии. В свою очередь, контейнерный поезд «Зубр» продолжает обеспечивать связь в обоих направлениях по маршруту Эстония – Латвия – Белоруссия – Украина. Поезда «Рига-Экспресс» и Рига – Москва выполняют перевозки от припортовых станций Риги до Москвы и окрестных станций, а также обратно в Ригу.
В 2019 году наибольший объем был на маршруте «Рига-Экспресс», которым было отправлено 2887 вагонов, что на 1168 больше, чем в 2018-м. Всего же в 2019 году по железной дороге транспортировали 66 738 контейнерных единиц TEU (+4,23% к уровню 2018 г.).
В Латвии в целом своя специфика: она в большей степени, чем Литва, всегда зависела от российского транзита. Теряя сегодня российские грузы и понимая, что возместить транзитные объемы уже никогда не удастся, в Латвии стремятся наращивать контейнерные перевозки. Местный экспорт представлен большим спектром древесных материалов, зерновыми, торфом. Объемы названной группы действительно растут второй год подряд. И в Рижском порту в этой связи имеется амбициозный план – к 2030 году переваливать ежегодно 1 млн TEU грузов (сейчас контейнерооборот составляет 350–400 тыс. TEU).