СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР

"Быстрее, удобнее, надежнее: пассажирский подвижной состав"
Дьявол в деталях: оборудование и узлы
Как отмечает заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов, надежность перевозки изначально являлась конкурентным преимуществом железнодорожного транспорта и остается приоритетом для РЖД. Причем если разговор заходит о безопасности перевозки, то в отношении пассажирских отправлений этот пункт должен стоять приоритетом. Старение парка приводит к постепенному угасанию интереса пассажиров к данному виду перевозки, повышению аварийности и критическому снижению рентабельности.
Современные пассажирские вагоны обладают рядом специфических технических характеристик, основанных на оригинальных конструктивных и технологических решениях, позволяющих значительно повысить среднюю скорость движения подвижного состава по существующей путевой инфраструктуре, в то же время обеспечивая высокий уровень безопасности такого движения. К примеру, применение системы маятникового наклона кузова позволяет повысить скорость движения поезда на кривых участках пути. При этом снижается негативное влияние центробежного непогашенного ускорения на пассажиров. Применение пневмоподвешивания обеспечивает высокую степень плавности хода и вследствие этого значительно повышает комфорт пассажиров.
С точки зрения обеспечения безопасности движения эксперты отмечают также перспективу установки автоматической диагностической системы. Качественная диагностика может быть организована как по принципу «датчики на инфраструктуре», так и с помощью собственной диагностики вагона или поезда. Главное, что при этом должно обеспечиваться непрерывное считывание ключевых параметров исправности состава: состояния тормозной системы, функционирования климатической установки, электрооборудования, систем безопасности, охранно-пожарной сигнализации и системы пожаротушения и пр.
Однако с точки зрения формирования конечного опыта эксплуатации для пассажира речь идет не только и не столько о техническом состоянии вагона, но также и о качестве узлов отделки. Ведь наполнение «железного короба» привычными и необходимыми деталями – задача не менее важная, чем проектирование конструкции в целом. Вентиляция, напольные покрытия, мебель, перегородки, окна – именно эти детали объединяют в себе одновременно и функциональную, и имиджевую нагрузку: обеспечивают безопасность движения и удобство пассажира. Поэтому при сборке вагона им уделяют особое внимание. К примеру, как уточняет представитель компании-производителя, дверные системы на сегодняшний день должны быть спроектированы в соответствии с тремя ключевыми задачами: невозможность несанкционированного вскрытия (при этом система должна предусматривать вероятность возникновения такой необходимости в чрезвычайной ситуации), ускорение пассажирообмена и повышение удобства открытия-закрытия на станции. Интерес к беззазорным сцепным устройствам и герметизированным межвагонным переходам вызван потенциальным снижением уровня шума и вибраций в вагоне. Эти решения также делают безопасным переход пассажиров из вагона в вагон и обеспечивают защиту пассажиров и обслуживающего персонала, находящихся в переходе, от шума, атмосферных осадков, пыли, резких перепадов температуры и давления. Все это позволяет приблизить применение концепции малолюдных технологий обслуживания пассажиров, к примеру, с размещением одного служебного отделения на два вагона.

Не меньшее значение имеют кондиционеры, надежность работы которых, согласно опросу сервиса Туту.ру, пассажиры ставят среди важнейших критериев удобства в поездке, особенно в летний период на южном направлении. Не стоит недооценивать и важность устанавливаемой сантехники. Экологически чистый туалетный комплекс с тремя туалетными кабинами позволяет пользоваться туалетами на стоянках и в курортных зонах, а значит, у пассажиров пропадает такая щепетильная тема для недовольства. Как заметил председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков, такие системы уже должны быть доступны пассажирам в любом классе обслуживания. Отдельно стоит также упомянуть эргономику спальных полок и удобные для пассажиров, едущих на верхней полке, лестницы.
Установка дополнительных систем комфорта сразу же на порядок повышает уровень предоставления услуги. Однако пока пассажиры удивляются наличию в вагоне душевой кабины, сервисной зоны с вендинговыми аппаратами, индивидуальных светильников или розеток, можно понять, насколько низкие ожидания они предъявляют к перевозке. Между тем в АО «ФПК» только 72% вагонов оборудованы розетками для зарядки гаджетов, а установка обеззараживателей воды и воздуха охватила пока соответственно только 26 и 36% вагонов.

Впрочем, как надеются эксперты, в ближайшее десятилетие ситуация изменится и пассажирский вагон станет безопаснее, удобнее и, как следствие, популярнее. Если же этого не произойдет, то железные дороги рискуют потерять значительную часть своих пассажиров.

Юлия Чернышевская

© All Right Reserved.

Made on
Tilda