Новый пассажирский подвижной состав точно потребуется РЖД после кризиса, считает председатель Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО Дмитрий Комиссаров. «Это подтверждается тем, что такое было уже и в 2011-м, и в 2014 году, когда рос спрос на внутренние железнодорожные перевозки. При этом трудовая и туристическая мобильность населения на сегодняшний день на 40% зависит от железнодорожных перевозок», – добавляет он.
«Износ и старение парка пассажирских вагонов – это важный фактор снижения конкурентоспособности, но не следует переоценивать его значение», – возражает председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков. По его словам, если вагон хорошо обслуживается, он может прослужить и 50, и 60 лет, поскольку практически каждый вагон можно модернизировать, что позволит сохранить необходимый уровень обслуживания. Однако в данном случае всегда появляется необходимость с большой осторожностью подходить к расчетам совокупного выигрыша, особенно в случае, когда стоимость модернизации составляет значительную долю от цены нового вагона.
Также надо учитывать особенности спроса на перевозки: объективно часть вагонов нужна только для летнего пика перевозок (июль и август), остальное время они могут находиться в отстое. «Зачем такие вагоны списывать через те же 35 лет, что и вагоны, круглый год находящиеся в обороте? К сожалению, действующий технический регламент Таможенного союза заставляет списывать вагоны, которые могли бы послужить дольше», – отмечает К. Янков.
Однако техническое состояние вагонного парка, предоставляемого при перевозке пассажиров, является одним из комплексных критериев конкурентоспособности железнодорожного транспорта, подчеркивает заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов. На конкурентоспособность пассажирских перевозок в первую очередь влияет гибкость проводимой тарифной политики, которая должна соответствовать уровню предлагаемого сервиса. Как считает Д. Агафонов, в этом вопросе позитивное влияние может оказать возможность предложения пассажиру различного спектра сопутствующих услуг в зависимости от класса обслуживания, особенно при перевозках в дальнем следовании. Реализовать подобный подход можно только в случае активного обновления подвижного состава с учетом инновационных предложений на рынке вагоностроения.
Юлия Чернышевская