Причем стоит отметить, что из-за неоднородности подвижного состава АО «ФПК» у пассажиров и складывается ощущение непредсказуемости уровня сервиса. На этом убеждении построена бизнес-модель частных перевозчиков, гарантирующих соблюдение четко определенных стандартов в каждом вагоне. К примеру, ТК «Гранд Сервис Экспресс» долгое время успешно заполняла первый частный поезд в России, курсирующий между Санкт-Петербургом и Москвой, за счет щепетильного отношения к своей репутации люксового поезда по стандартной для направления цене. Впрочем, составы крымского проекта, «Таврии», уже не так хороши и представляют собой те самые классические поезда со всеми «прелестями» плацкартной жизни. Хотя на этом направлении ТК «ГСЭ» может временно расслабиться, пользуясь правом монополиста.
Отдельно стоит вопрос повышения скорости перевозки. Время, которое приходится потратить пассажиру, чтобы добраться до необходимой точки, напрямую зависит от скорости, которая, в свою очередь, ограничена не столько конструкцией вагона, сколько возможностями инфраструктуры. «Скоростным характеристикам в настоящее время уделяется особое внимание, в том числе за счет строительства ВСМ и реализации на маршрутной сети ФПК ряда скоростных поездов повышенной комфортности дневного следования», – комментирует данный вопрос Д. Агафонов. Однако К. Янков считает, что и обычным пассажирским поездам уже пора переходить на скорость 160 км/ч и выше.
Профессор ФГБОУ ВО ПГУПС, председатель совета кластера «РосМаглев» Анатолий Зайцев отметил, что пассажира уже не удовлетворяет имеющаяся скорость движения даже скоростных поездов. Так, 4 часа в пути на самом популярном направлении Москва – Санкт-Петербург уже не воспринимаются как прорывные. Ситуация требует сокращения времени в пути до 2 часов, что невозможно без создания необходимой инфраструктуры. Однако эксперт уверен, что в сложившейся экономической ситуации проекты, которые позволили бы существенно видоизменить имеющиеся стандарты пассажирских перевозок, будут не только перенесены, но и заморожены на неопределенное время.
В данных условиях пассажирам остается только надеяться, что холдинг выполнит взятые на себя обязательства и не станет экономить на людях в угоду грузам, несмотря на серьезное падение пассажиропотока и прибыли.
Юлия Чернышевская