Сначала рельсы, потом море
В перспективе к нему можно будет подключить и другие виды транспорта. В частности, в этом направлении двигается морской оператор Maersk. У него имеется своя электронная платформа. Теоретически с ней можно состыковаться. Как именно – это сейчас обсуждается. А на практике шаги в этом направлении уже делают в ФТС.
Неудивительно, что так много внимания уделяется методологии: смарт-контракты должны быть внедрены в существующую цифровую среду. При этом имеет значение, в каком направлении в целом движется не только ОАО «РЖД», но и остальные участники рынка, какие IT-продукты предлагают поставщики для электронизации выполняемых операций.
При их интеграции на платформе блокчейна фактически происходит реинжиниринг логистических процессов. Сначала появляются новые сценарии и варианты, которые затем придется переводить на язык алгоритмов и моделирования при управлении процессами. Причем уже на этапе проектирования технологий становится понятным, за счет чего потом можно будет получить эффект от смарт-контрактов – не только для перевозчика, но и для операторов, а также для их клиентов.
По сути, этот этап уже пройден, что и дало стимул для перехода к пилотным проектам. Основная их задача – сначала отработать технологии, а затем создать модель, при которой все участники перевозки смогут договориться о справедливом распределении рисков при автоматическом фиксировании событий.
«Это самый сложный этап, поскольку он связан с наступлением финансовой ответственности. Поэтому поначалу придется, скорее всего, использовать некую гибридную модель смарт-контракта. На самоисполняемую модель на сети РЖД смогут перейти еще не скоро», – полагает профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета Татьяна Шульженко.
Кто напишет алгоритмы?
Обобщим то, что сегодня уже удалось реализовать. Во-первых, составлены библиотеки событий. Во-вторых, определена система триггеров, определяющих систему взаимодействия технологических и финансовых автоматизированных систем. А теперь программисты должны определить алгоритмы выполнения триггеров. Для этого концептуальная модель РЖД и передается на уровень пилотной железной дороги.
Здесь предстоит уточнить все нюансы возможного развития событий при осуществлении перевозки и учесть их в цифровых моделях для верификации выполнения условий договора и внесения записей в блоки распределенного реестра.
Как считают эксперты, на начальных этапах проекта у его участников нет потребности в существенных инвестициях в развитие информационной инфраструктуры, необходимой для внедрения смарт-контрактов. «И это минимизирует риски, связанные с переходом на подобную технологию, поскольку на первых порах она может охватывать лишь наиболее зрелые элементы логистического процесса. Отладить остальные алгоритмы и программный код смарт-контрактов, которые с ними связаны, можно поэтапно», – полагает Т. Шульженко.
Здесь имеют значение все IT-решения, которые помогают участникам рынка управлять процессом перевозки. Чем они разнообразнее и совершеннее, тем более зрелой считается цифровая среда для выращивания смарт-контрактов. А главное – многое зависит и от того, что выбирает ОАО «РЖД», и от того, что выбирает рынок.
Александр Солнцев