Автоматика под защитой
По данным ОАО «РЖД», сейчас более 5 тыс. железнодорожных станций оборудовано электрической централизацией и свыше 60 тыс. км перегонов – автоблокировкой. Причем 3/4 релейных устройств ЖАТ выработали свой срок службы и требуют замены. Однако средств хватает только на цифровизацию перегонов с наиболее интенсивным движением поездов и узловых станций, где установлено свыше 100 стрелочных переводов. Например, Санкт-Петербург-Главный, Тверь, Ростов-Товарный, Чита, Хабаровск-1. Именно эти участки требуют повышенного внимания с точки зрения кибербезопасности, считает научный директор центра цифровой трансформации Московской школы управления «Сколково» Владимир Княгинин.
Одной из важнейших целей данной программы является совершенствование алгоритмов работы уже существующих систем управления системами ЖАТ при переходе с аналоговой аппаратуры на цифровое оборудование.
В отраслевых НИИ изучают и новые виды угроз, чтобы качественнее проверять программное обеспечение исполнителей заказов ОАО «РЖД». Однако к этому следовало бы подключаться с момента разработки ПО, чтобы повысить уровень защиты железнодорожных компьютерных систем. Правда, есть важный нюанс: новые технологии имеет смысл внедрять раньше, чем они успеют устареть.
Александр Солнцев