Такие данные приводит заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин. По его словам, сегодня штрафные санкции не воспринимаются участниками перевозок как давление и стали нормальной практикой. Этому способствовал профицит вагонного парка последних лет, который позволял предоставлять вагоны на условиях предоплаты. С помощью предоплаты практически исчезла одна из причин выставления претензий – за невыполнение клиентами своих обязательств по оплате за предоставленный подвижной состав.
Наиболее распространенными претензиями являются штрафы за сверхнормативное нахождение вагонов на путях общего пользования, которые взыскиваются ОАО «РЖД» с операторов и грузовладельцев, и штрафы за задержку вагонов под погрузкой/выгрузкой, которые операторы выставляют грузоотправителям.
При этом ОАО «РЖД» активно пытается обезопасить себя от выставления претензий, формируя выгодные для себя правила игры. Например, президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин обратил внимание на обязательство ОАО «РЖД» о том, что в 2020 году надежность сроков доставки грузов будет составлять 100%. Но достигается это не с помощью увеличения скоростей и соблюдения правил, а с помощью заключения договоров, предполагающих увеличение нормативных сроков. В силу этого П. Иванкин считает, что операторское сообщество должно добиваться через судебные органы РФ решения о запрете на заключение таких договоров со стороны РЖД.
«Тогда у монополии, может быть, появится какой-то стимул – не только внутренний, но и внешний, который заставит ее внутренние структуры работать более качественно. Поскольку пока нет внешнего давления, монополия спокойно использует свое право для того, чтобы получать выгоду и, скажем так, не сильно заботиться о качестве оказываемой услуги», – заявил он.
В свою очередь, компании-перевозчику, если она заинтересована в увеличении собственной эффективности, нужно поменять внутренние правила таким образом, чтобы выход в судебную инстанцию рассматривался как негативный элемент в плане премирования, в плане оценки качества работы сотрудников. В настоящее время в РЖД действует обратная схема.