«РЖД пытается выглядеть более современной компанией в плане развития электронных сервисов, но они чаще всего ведут к усилению тоталитарности во взаимоотношениях. Например, после того как перевозчику стали массово подавать претензии за просрочку доставки, в ЭТРАН исключили возможность распечатки железнодорожной накладной», – поделился он скептическими мыслями.
В итоге клиентов подсаживают на электронный сервис, а с его помощью формируют практику, которая исключает возможность подачи тех или иных претензий. Поэтому Д. Семенкин не ожидает улучшения общего климата взаимоотношений только по факту запуска в эксплуатацию этой программы.
Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин признает, что цифровизация претензионной работы – вещь очень нужная. Остается решить вопрос создания объективной системы, которой невозможно управлять задним числом с помощью административного ресурса. Для того чтобы она заработала, необходимо изменить позицию внутри компаний, потому что сегодня добровольное досудебное удовлетворение претензий зачастую рассматривается как нанесение ущерба компании.
«Если сотрудник ЦФТО будет наказываться за то, что он в досудебном порядке решил удовлетворить претензию, и это будет рассматриваться как нарушение, а не как элемент системы клиентоориентированности, никакая цифровая система не послужит залогом дружественных отношений между бизнес-партнерами», – подчеркнул он.
Лев Шапиро