Представитель ЦФТО отметил, что сегодня судебная практика чаще всего складывается в пользу ОАО «РЖД». Существенным ее изменением он считает введение в августе 2019 года в арбитражное судопроизводство практики взыскания пеней по аналогии с морскими перевозками, при которой может быть взыскано не более 50% провозной платы или 6% за каждые сутки просрочки, а не 100%, как было ранее.
В свою очередь, если рассмотреть категории претензий, предъявляемых клиентам со стороны РЖД, то здесь лидируют требования взыскания платы за нахождение вагонов на их инфраструктуре. Немалую долю предъявляемых перевозчиком претензий составляют претензии за искажение сведений о грузе, указанном в перевозочной накладной, а также штрафы за превышение грузоподъемности вагонов, которое приводит к нарушениям безопасности движения.
При этом на время ограничительных мер для экономики, связанных с пандемией, было приостановлено начисление некоторых штрафов и плат, в том числе за занятие инфраструктуры вагонами клиентов, непредъявление грузов для перевозки, невыполнение принятой заявки, а также штрафов за задержку грузов под погрузку и выгрузку.
В свою очередь, советник генерального директора ПГК Сергей Лахтуров отмечает, что возможности для претензионной работы операторов радикально изменились с начала 2019 года. Ранее ОАО «РЖД» препятствовало выдаче операторским компаниям ряда юридически значимых документов, необходимых для подачи арбитражных исков. Но в прошлом году на основе договорных отношений перевозчик открыл возможность для получения данных о движении вагона практически в полном объеме.
«ОАО «РЖД» открыло акты общей формы ГУ-23, акты приемосдатчика ГУ-25, акты ГУ-2Б, уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагона к уборке с подъездных путей, открыта информация из КТИ (устройств, которые измеряют гребень вагона), тем самым появилась возможность избежать рисков забраковки вагона на экспорт или внутри РФ, если гребень меньше чем 26 мм, 25 мм и т. д. Открыта АСКО ПВ (автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов), которая предоставляет видео- и фотоматериалы, по которым можно судить об остатках груза, неисправностях вагона, проломах кузова. И вот этот большой объем информации, который предоставляется операторам на платной основе, позволяет перестроить им свои информационные системы на более точную работу», – изложил С. Лахтуров суть изменений.
Теперь все эти документы считаются юридически достоверными, что позволяет операторам вывести претензионную или судебную работу на другой уровень. Фактически если свести весь имеющийся объем данных в автоматизированную претензионную систему, то можно серьезно снизить количество арбитражных исков, подаваемых участниками перевозок друг к другу.