Уход с рынка отдельных игроков неизбежен
Еще весной 2020 года Новая вагоноремонтная компания прогнозировала уменьшение количества игроков на рынке вагоноремонта. Вопрос в том, что подразумевать под словом «уход»? В первом приближении – это банкротство. Но в реальности это существование с минимальным объемом работы, без развития. Таких предприятий в стране десятки.
Конечно массовых банкротств ожидать не стоит, т.к. депо может уходить в своеобразный анабиоз (если не обременено избыточными долгами или избыточно жадными собственниками): т.е. ремонтировать годами незначительные объемы, сократив до минимума постоянные расходы и заработную плату работников; затем в период подъема ненадолго расцветать, а после снова уходить в анабиоз. Таких предприятий в стране многие десятки и в анабиозе они могут находиться годами. В моем понимании – они уже ушли с рынка. Подобные предприятия в итоге либо становятся объектами поглощения более крупных игроков, либо незаметно исчезают из-за потери интереса собственников к активу, корпоративных конфликтов, безобразного менеджмента, резкого снижения качества или иного неприятного стечения обстоятельств. Их смерть остается незамеченной для большинства участников рынка и об этом не пишут СМИ.
Называть подобные предприятия не буду, все желающие могут изучить объемные показатели вагоноремонтного бизнеса за последние 10 лет самостоятельно. В любом случае четыре ключевых игрока рынка планового ремонта по итогам I полугодия 2020 года заняли долю в 74%. Еще около 10% рынка занимают кэптивные ремонтные депо (без учета объема Новотранс и ФГК, которые аффилированны с вагоноремонтными мощностями из ТОП-4 ). Рынок прочих вагоноремонтных предприятий составляет около 16%. И он, скорее всего, будет сжиматься.
Одна из причин сжатия рынка – снижение ставок на плановые виды ремонта. В первом полугодии они снижались из-за резкого падение спроса со стороны собственников подвижного состава. В борьбе за клиента ремонтные предприятия вынуждены предлагать скидки. За первые шесть месяцев 2020 года цена в среднем снизилась на 10 – 12%. Это снижение может показаться незначительным на фоне падения ставки доходности вагона. Но, отмечу, что и цена планового ремонта почти не выросла в период высоких ставок доходности вагона. Плановый ремонт даже в «сытые» годы был низкомаржинальным бизнесом. Что уж говорить про текущую ситуацию! Экономика вагоноремонтного бизнеса зависит от стоимости запасных частей и материалов, труда, коммунальных услуг и т.п. Ни одна из этих статей расходов не снижается в последние годы, поэтому и дальнейшего существенного снижения цен на плановый ремонт ожидать не стоит.